Экономические санкции против России. Что делать?

Сейчас набирает обороты конфликт между Россией и Украиной, между Россией и странами большой семёрки (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Италия). Большая семёрка стран втягивает в конфликт против нас страны Европейского союза, грозит санкциями, экономической блокадой, сворачиванием политических и культурных связей.

 
     
 

Страны Азии и Африки предпочитают не высказываться на эту тему. Это даёт нам шанс продолжить развитие экономики России даже в условиях экономической блокады. Но уже в другом направлении. Хотя может и с лучшими экономическими результатами.

Конечно, всех нас эти события беспокоят. Идёт такая широкая дискуссия, что объём поступающей информации перехлёстывает через край, что взывает к потребности как-то все это систематизировать и изложить в виде некоторой системы взглядов, которые обозначат для нас направления нашей жизни и деятельности в будущем.

Во время конфликта, как правило, проявляются все накопившиеся обиды и претензии обеих конфликтующих сторон. Это неприятно, но с другой стороны, есть возможность подумать об их причинах, степени их тяжести на отношения в будущем и поискать ответ на вопрос: а что делать сейчас и потом. Я считаю, будущее всегда есть у конфликтующих сторон. Потому что я с молодости понял одну истину – безысходной бывает только смерть. Всё остальное можно исправить или начать всё сначала. Например, как ни тяжела судьба у Ходорковского, которому пришлось пробыть в тюрьме 10 лет, но вот он на свободе и решает для себя как жить дальше и чем заняться теперь.

Что делать? Как жить? Теперь, сейчас и в будущем. Эти вопросы встали перед всеми амурчанами ещё в конце прошлого года. И до этого жили невесело – тарифы и цены росли, долги по кредитам росли, налоги повышали, снижалась покупательская способность населения, много говорили о введении новых налогов для бизнеса, о сокращении финансирования региональных, районных и городских бюджетов, а значит сокращения заказов для бизнеса со стороны власти. Что-то из этого происходило и на самом деле. Потом случилось наводнение, и пришлось затянуть всем пояса ещё потуже. Наводнение закончилось, и вдруг всем стало ясно, что легче не станет.

«…оказывается, вся мировая экономика, хотя и выходит из кризиса, но как то не в ту сторону, откуда она туда зашла. Из-за этого кризис в экономике нашей страны не остановился»    
 
 

И не потому, что было наводнение, а потому что, оказывается, вся мировая экономика, хотя и выходит из кризиса, но как то не в ту сторону, откуда она туда зашла. Из-за этого кризис в экономике нашей страны не остановился. Даже поговаривают, что экономика России впала в рецессию (развитие характеризуется близким к нулю ростом валового национального продукта). А это означает, что экономика страны не зарабатывает необходимых средств для покрытия всех необходимых расходов. Начинается процесс проедания накопленных денежных запасов и уменьшения золотовалютных резервов.

Каковы причины? Ведь было много хороших задумок. Например, ещё в 2007 году президент Д. А. Медведев объявил, что Россия в своём развитии стратегически будет полагаться на развитие четырёх «И» – инвестиции, инфраструктура, институты развития и инновации. С тех пор развитие пошло по этому плану. Но как обычно – не так «как хотелось, а как всегда» (Черномырдин).

Инвестиции. Раскачивались долго. Объединили в 2011 две биржи – РТС и ММВБ. Но только 15 февраля 2013 года было проведено первичное размещение акций биржи на собственной площадке. Наторговали на 127 миллиардов рублей. По итогам 2012 года выручка биржи составила 21,5 миллиарда рублей, а чистая прибыль – 8,2 миллиарда рублей. Для сравнения оборотов вспомним, что на Олимпиаду было потрачено 50 миллиардов долларов за 6 лет, то есть более 8 в год, что в рублях составит примерно 250 миллиардов рублей в среднем. Так что наша биржа это пока просто стартап-бизнес для держателей её акций, среди которых основные – Центробанк. Сбербанк, Внешэкономбанк, ММВБ-Финанс, ЕБРР и ВТБ.

Всего не более 700 российских предприятий разместили свои акции на московской бирже. Для сравнения, на Нью-Йоркской бирже размещены акции более 3 500 компаний. На нашей бирже, среди инвесторов приобретших акции, 15% – российские, остальные иностранные. Размер оборотов денежных средств показывает, что российские компании не могут получить достаточный объём капиталов для реализации своих проектов на российской бирже, поэтому берут кредиты за рубежом. Тем более они там не дорогие.

Понятно, что ситуация на бирже ещё не характеризует состояние экономики всех предприятий России. Поэтому, если «рухнет» биржа, то экономика страны выстоит. Потому что не пострадают предприятия малого и среднего бизнеса и граждане, которые не являются в основной своей массе держателями ценных бумаг предприятий. Держать свои деньги в виде акций ещё не стало одним из инвестиционных инструментов населения России. Но то, что на бирже происходит, тоже может принести ему неприятности. Потому что на бирже торгуют валютой. А валюта нужна всем, поскольку на неё можно купить технологии, товары и услуги в других странах. С уходом иностранных инвесторов с биржи, введением экономических санкций для нашей торговли за рубежом может возникнуть дефицит иностранной валюты. Про причины падения курса рубля я писал в предыдущей статье, но здесь следует добавить, что в условиях экономической блокады курс рубля из-за дефицита валюты придётся держать искусственно. То есть рубль окажется ещё более переоцененным и тогда в отношении валюты могут вернуться к ограничениям 90-х годов – обязательная продажа части валютной выручки для предприятий. Но и курсы доллара и евро придётся держать высокими, чтобы у населения не возникало желания ими пользоваться.

Для нас это обернётся сокращением числа поездок на отдых и лечение за границей, сокращением импортных товаров на наших полках. Но это, повторюсь, может случиться в условиях объявления санкций России. Пока говорят лишь о намерениях.

Уменьшение притока инвестиций извне должно привести к расширению кредитования реального сектора экономики в собственной стране. Но при растущей инфляции предприятия не будут выстраивать очередь в банки за кредитами.

Что будет? Думаю, что не стоит даже и гадать, пока конфликт с западом ограничивается только угрозами. Ясно только, что в случае санкций придётся кардинально перекраивать стратегии развития страны, всех регионов и организаций.

Инфраструктура. В 2012 году мне повезло посетить все крупные города Сибири и Дальнего Востока. Своими глазами увидел, что построено много современных дорог между городами. На Сахалине и Камчатке сейчас есть хорошие дороги, и даже там, куда раньше только на вездеходе можно было проехать. Но того, что сделано, ещё не достаточно для того чтобы дороги стали существенным фактором развития. Однако серьёзный шаг в этом направлении сделан. В частности, предприятия и бизнес городов Сибири теперь работают по обоюдным контрактам, реализуют совместные проекты. При тех же ценах на товары, услуги, продукты питания их качество в Сибири гораздо лучше, чем у нас. С другой стороны им в этом помогают не только дороги, но и расстояния. В круг диаметром 1 100 км входят 8 крупнейших городов Сибири, из них три миллионника (Омск, Новосибирск, Красноярск). А у нас от Благовещенска 800 км до ближайшего крупного города Дальнего Востока – Хабаровска.

Тем не менее, это помогает нам экспортировать продукцию перерабатывающих предприятий в регионы Дальнего Востока и самим пользоваться продукцией предприятий Сибири. Так что экономические санкции и блокада могут привести к положительному эффекту для востока России – развитию торговых отношений между регионами, если развитие Сибири и Дальнего Востока останется в приоритете правительства России.

Институты развития. К ним можно отнести различные агентства по жилищному кредитованию, банки развития (Внешэкономбанк), ипотечные и венчурные фонды, фонды поддержки развития малого и среднего бизнеса и другие. Территории особого развития (ТОРы), которые планируются создать на Дальнем Востоке, также можно отнести к таким институтам. В этой сфере произошли подвижки, но менее значимые, и результатов не хватит для запуска механизмов саморазвития. Более всего мы преуспели в ипотечном кредитовании для населения. Создание институтов развития является самым слабым местом всех государственных стратегий и действий. Если будут экономические санкции, то именно в этой сфере потребуются самые смелые решения. В частности, предоставление максимальных преференций для занятия предпринимательством. Сытый гражданин не придёт к правительству с протянутой рукой. Пока тенденции обратные. О федеральном законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей забыли. Его как бы и нет. Упрощённые схемы ведения бухгалтерского учета «усложняют». Прокуратуре дают право возбуждать уголовные дела по любому налоговому долгу. И ряд ещё других неприятностей. Всё это на фоне санкций может привести к закрытию ряда предприятий малого бизнеса, уходу предпринимательской деятельности в тень, переходу на кустарное и натуральное производство в домашних хозяйствах. Явно потребуется в правительстве России реформатор, который мог бы запустить совершенно другую экономическую политику.

Инновации. Здесь Дмитрий Анатольевич Медведев явно перегнул палку. Создание Сколково, инновационного центра России – хорошая идея. Но на её реализацию не стоило тратить такие огромные деньги. Это, правда, случилось и по объективным причинам. Ещё с советских времен считалось, что инновации рождаются только в недрах научных институтов и лабораторий. Поскольку не было тогда ни рынка, ни предпринимателей. Поэтому многие в правительстве и сейчас не знают, что инновации это то, за что потребители готовы платить деньги, как только они появляются. Поэтому большая часть инноваций появляется не в результате мыслительной и экспериментальной деятельности учёных, а в результате изучения существующих потребностей на рынке предпринимателями. Я не говорю, что Сколково нам не нужно. Я то как раз знаю, что там уже работают около 900 предприятий и по самым высокоинтеллектуальным направлениям. Результаты точно будут, но для этого нужно время. Поэтому параллельно со Сколково нужно было запускать в каждом городе (у нас их не так много) венчурные компании, фонды, инкубаторы, помогать вузам находить спрос на их инновационные разработки среди предпринимателей.

Отчасти из-за этих обстоятельств, мне кажется, президент В. В. Путин слово «инновации» во всех стратегиях заменил на слово «модернизация».

И совершенно правильно. На мой взгляд, наших знаний и сил хватит только на реализацию «догоняющего» типа экономики. Это совсем не обидное слово. По этому пути пошла Германия после разгрома фашизма, Япония – после поражения во 2-й мировой войне, Китай. Благодаря тому, что Китай прошёл по этому пути уже 30 лет, у нас есть все возможности приобретать современные западные технологии в Китае. А поскольку Китай «китаизировал» все привезённые в страну технологии, то у западных стран нет юридических оснований запретить Китаю продавать нам современные технологии. К счастью, мы уже давно перешли на торговлю с Китаем в наших национальных валютах. Поэтому сотрудничество с Китаем поможет нам перестроить свою экономику даже в условиях экономических санкций со стороны Запада.

Итак, что делать, как жить, нам амурчанам? Теперь, сейчас и в будущем.

На мой взгляд, самой лучшей стратегией для простых граждан является стратегия подготовки к трудностям в ближайшие 3-5 лет. Нужно сократить свои расходы в доме, издержки в бизнесе, избавиться от лишних долгов, пересмотреть структуру бюджета семьи, свои планы на будущий отпуск в сторону выбора более экономных вариантов.

Меня спрашивали, нужно ли покупать валюту. Если есть возможность, купите. Но совершенно нелишним будет иметь хороший запас в рублях. Спрашивали, где хранить? Здесь и сейчас не помешает консервативный подход – хранить в государственном банке. Пусть процент и ниже, но такие банки лопаются перед тем, как обычно лопаются правительства. Этот вариант нам не грозит, поэтому госбанки являются надёжными хранилищами ваших сбережений в трудные времена.

Как сказала одна моя знакомая – главное, чтобы не было войны. Увы, даже несмотря на 70 лет после последней войны, в которой участвовали россияне, это фраза остаётся актуальной.

Андрей КОНЮШОКоказывается, вся мировая экономика, хотя и выходит из кризиса, но как то не в ту сторону, откуда она туда зашла. Из-за этого кризис в экономике нашей страны не остановился

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2014/03/12/