«Я знаю, что такое травля в школе»: амурчанка об издевках

«Я знаю, что такое травля в школе», – однажды сказала мне моя приятельница, когда мы обсуждали одну из новостей, связанную с детской жестокостью. И подобных с каждым годом становится все больше. Если учитывать, что это лишь малая часть, которую предают общественной огласке,становится реально жутко. Амурчанка согласилась на условиях анонимности рассказать свою историю, ответив на наши вопросы – с чего начинается детская жестокость и как ее прекратить.

– Никогда, наверное, не рассказала бы свою историю, если бы в обществе не было так много тех, кто оправдывает школьников и студентов, хватающихся за оружие, тем, что их довели до такого сверстники. Травля – это неуважительная причина для нанесения увечий окружающим. Я сама пережила травлю в школе и видела, как она происходит в отношении других. Но никогда не думала о том, чтобы кого-то покалечить… Хотя обидчиков своих ненавидела. Потому что не понимала, почему в отношении меня такая жестокость. Я была скромным и неконфликтным ребенком, никого специально не провоцировала.

Если бы зачинщиков унижений в коллективе вовремя выявляли и наказывали не просто погрозив пальцем, то и трагедий было бы в разы меньше. Но у нас в обществе как? Родители оправдывают отсутствие должного воспитания у своего отпрыска тем, что из-за работы времени нет, да и вообще школа должна взрастить из него человека. А многие и не подозревают, что их чадо колотит сверстников – не вникают в то, чем живет и дышит их ребенок.

Кто-то винит в жестокости детей и подростков интернет, но на своем опыте скажу, что такие ситуации были всегда. Когда не было интернета, это не обсуждалось так массово, как сейчас. Поэтому и кажется, что уровень жестокости возрос. В мои школьные годы не просто не было интернета, у нас даже не было мобильных телефонов. При этом практически в каждом классе были те, кого тиранили одноклассники. А еще регулярно за школой кого-нибудь избивали.

Какими жестокими могут быть дети. я узнала, когда перевелась из одной школы в другую в 5-й класс. У моих малолетних одноклассников на тот момент было три жертвы: две скромные девочки из малообеспеченных семей (им доставалось очень сильно) и мальчик. Ребята были бы и не прочь влиться в коллектив, но их затюкали настолько, что они все ушли в себя и всегда молчали. Ладно, если бы их трогали словесно, но этим все не заканчивалось. Их могли беспочвенно толкнуть, харкнуть на одежду, отобрать какую-то вещь и запрятать. До сих пор не понимаю, что движет детьми, которые унижают своих сверстников. Желание самоутвердиться?

Унижения происходили на переменах, когда учителей не было в классе. Поэтому о происходящем из взрослых никто не знал. Троица, которую унижали, никому никогда не жаловалась. Те, кто наблюдали за происходящим, в том числе и я, тоже молчали – боялись, что с нами будут обходиться также. А вообще, в моей школе хулиганов особо никак не наказывали, так, проводили воспитательную беседу, после которой они продолжали вести себя, как и раньше, при этом задирая и тех, кто на них пожаловался.

Когда я училась в 6 классе, то приглянулась однокласснику в качестве его персональной жертвы. К активным действиям он перешел, когда на одном из уроков его посадили за парту, находящуюся за мной. В какой-то момент я уже не могла вешать на спинку стула портфель, потому что он его снимал и утягивал на свою сторону. На мои жалобы во время урока учитель игнорировал. Когда начала ставить портфель у своей парты, то стала во время уроков получать в стул ногой. И опять же учитель игнорировал мои обращения. Я терпела. Хотя дальше было только хуже. Из ручки этот товарищ изобрел плевалку бумажками, и я часто находила их в своих волосах. Чуть позже к нему подключились другие мальчишки и тоже стали на уроках меня заплевывать. В определенный момент точка кипения настала. И когда в очередной раз учитель проигнорировала мою жалобу во время урока, я встала, взяла учебник и огрела обидчика им по голове. Он не растерялся, вскочил с места и начал меня избивать кулаками в живот. Учительница урок не остановила. Единственное, когда она проявила внимание ко мне, когда я в слезах начала собирать вещи, чтобы уйти. Сказала строго, чтобы села и, когда звонок прозвенит на перемену, то могу идти.

Больше в школу я ходить не хотела. Даже когда мои родители пообщались с этим мальчишкой и на какое-то время издевки прекратились, мне все равно не хотелось ходить. Ближе к 8 классу наступило затишье. Троица, которую тиранили, перевелась в другие школы, ко мне тоже потеряли интерес. Тем более что началась эпоха, когда мальчики бегают за девочками, а девочки – за мальчиками. И начались другие проблемы…

Одна из одноклассниц стала женственной раньше, чем остальные, поэтому внимание со стороны мальчиков к ней обострилось, и это стало поводом для ее избиения. Во дворе школы на нее налетела девочка и начала избивать. Никто из класса не вмешивался. Родители Марины (имя изменено, – прим. ред.) на следующий день были в школе, и нас по очереди вызывали в кабинет завуча на разборки. Как на меня орала мама побитой девочки, помню до сих пор, в том числе и ее выкрики: «Почему не вмешалась? А если бы тебя избивали и никто не вмешивался, тебе было бы приятно?». Попыталась объяснить, что я не той физической комплекции, чтобы кого-то разнимать, да и вообще за дракой не наблюдала, так как, когда выходила из школы, потасовка уже заканчивалась. Но мой ответ ее не удовлетворил. Марина после избиения перевелась в другую школу, а ее обидчицу поставили на учет в детскую комнату милиции. Чуть позже она избила еще одну девочку не менее жестоко и опять осталась безнаказанной.

С 9 класса травля в отношении меня возобновилась. «Звездных» одноклассников раздражало, что не давала им списывать (я была отличницей). Кто-то сейчас скажет, что таких людей никогда никто не любил, но почему? Только потому что отказываются делиться своим трудом? Я с удовольствием помогала ребятам, с которыми хорошо общалась, а вот тем, кто прогуливал уроки или просто не выполнял домашнее задание в надежде на списывание, им в помощи отказывала. В ответ получала негатив, угрозы и насмешки. И в такой атмосфере я проучилась до 11 класса…

Я никогда не рассказывала своим родителям подробности того, через что проходила в школе, потому что не хотела, чтобы одноклассники меня травили еще больше. Но родители заметили, что со мной что-то происходит. И каждый день давали понять, что они рядом, несмотря ни на что. Думаю, что они понимали, что меня травят в школе одноклассники, поэтому не давали мне замкнуться. Именно близость с родителями, что им было важно, что происходит со мной, не давала мне даже повода думать о том, что я хочу убить своих обидчиков. Я понимала, что не одна, что у меня есть поддержка.

Когда в моем окружении кто-то с ностальгией вспоминает школьные годы, я стараюсь не возвращаться в памяти к ним. Мне уже за 30, но до сих пор ненавижу свои школьные годы, потому что было сложно социализироваться в университете. Я еще где-то года 2 боролась со своими зажимами и комплексами, но опять же спасибо семье, которая всегда интересовалась моей жизнью и моими переживаниями.

Мне кажется, что подростки, которые хватаются за оружие, в большинстве случаев не близки со своими родителями. Они испытывают злобу и ненависть в отношении окружающих людей, ощущают себя одинокими, думают, что весь мир против них. И когда начинают обвинять учреждения или обидчиков, то я всегда задаюсь вопросом – а где были родители, которые должны были почувствовать, что с их ребенком что-то случилось? Но родители этого не чувствуют, когда они не близки со своими детьми или оправдываются тем, что у них нет времени вникать в жизнь своих отпрысков.

В этом году моя дочь пойдет в первый класс, и мне страшно. Потому что я на себе испытала, какими жестокими могут быть дети. И не хотелось бы, чтобы моя девочка проходила через такое, как и не хотелось бы, чтобы она поддерживала тех, кто унижает сверстников.

С чего начинается жестокость и как ее прекратить? Не знаю. Это какой-то замкнутый круг, в котором ответственность лежит на многих, но в первую очередь – на родителях. Именно они закладывают фундамент в своих детей. И именно они, когда их дети слетают с катушек, винят в этом общество, педагогов, сейчас еще и интернет, компьютерные игры, но не себя. Учитывая, что никогда не будет такого времени, где в каждой семье царят любовь, взаимоуважение и правильное воспитание, то этот порочный круг тирании никогда не будет разорван. К сожалению, унижения были, будут и останутся…

Источник новости: https://www.amur.info/news/2020/03/16/169370