«Каждое моё слово под контролем»: интервью с начальником управления Госавтоинспекции по Амурской области Юрия Кобзарева

Амурскую Госавтоинспекцию возглавил подполковник полиции Юрий Кобзарев. После ухода Александра Зеленина Юрий Анатольевич исполнял обязанности начальника управления амурской Госавтоинспекции. Корреспонденту ИА «Амур.инфо» удалось пообщаться с Юрием Анатольевичем вскоре после его утверждения на пост руководителя управления ГИБДД по Амурской области. Подполковник Кобзарев ответил на вопросы, живо интересующие общественность – об автохамах и мотоциклистах, а также о взяточниках и «блатных» госномерах. 

– Юрий Анатольевич, примите поздравления с назначением. А почему вас так долго назначали?

– Долго. Всё это время проходили различные согласования – с губернатором, с исполняющим обязанности губернатора, с главным управлением МВД России в сфере безопасности дорожного движения.

– Что изменится в вашей работе после назначения?

– Ничего не изменится. Как работал, так и продолжу работать.

– Опишите свой рабочий день.

– Один на другой не похож, но начинаются одинаково – с селекторного совещания в режиме видеоконференции. Во время этого совещания начальник УМВД ставит задачи по различным направлениям работы. Доводится оперативная обстановка в области. В совещании участвуют все начальники отделов, они докладывают о проделанной работе. У каждого руководителя отдела есть определённое место за столом, перед селектором на эти места раскладывают документы с необходимыми данными. Ознакомился – пошёл исполнять.

После совещания начинается текущая работа. Когда мы закончим интервью и выйдем из кабинета, вы увидите, сколько людей будут ждать в приёмной. Кроме того, моя работа требует присутствия в управлении МВД, а иногда и на местах – в районах.

На столе у меня, на первый взгляд, бардак – кругом бумаги, указы, приказы. Одного стола не хватает – документооборот огромный. Но я точно знаю, где что лежит. Признаться, не очень люблю бумажную работу. Работа ГАИ – живая, на дороге. Я с 1995 года на дороге и знаю эту службу – прошёл её от простого инспектора, потом командиром взвода был, перешёл в управление, в отдел ДПС. Ни один из руководителей строевых подразделений не сможет надеть на меня розовые очки и попытаться обмануть.

– То, что сейчас вы заняли пост начальника ведомства, вы оцениваете как вершину своей карьеры?

– Мы носим погоны, и любому офицеру приятно, когда на погон скатывается очередная звезда. Сказать, что я радуюсь… Вы не представляете, какая у меня нагрузка сейчас. Заместителем было работать намного проще, хоть и зам по ДПС считался всегда первым заместителем руководителя. Но раньше был руководитель, который принимал решения, а теперь приходится самостоятельно принимать решения, советуясь с коллегами. И за каждое из этих решений отвечать головой. Поэтому необходимо тщательно изучать каждый документ, каждую строчку и букву. Каждое моё слово под контролем.

– Как ваши подчинённые относятся к требовательности начальника?

– Наверное, критикуют. Но я не считаю, что у меня авторитарный стиль правления. Я говорю с людьми, я готов выслушать. Мне не стесняются говорить о том, что я неправ. И я требую, чтобы мне это говорили. Думаю, что в службе Госавтоинспекции не место для того, чтобы говорить: «Я сказал!» и стучать кулаком по столу. Кто такой сотрудник Госавтоинспекции по мнению гражданина? Это человек, который стоит на дороге. На самом деле, направлений деятельности, невидимых обычному человеку, очень много. Это дорожная инспекция, огромную работу у нас проводит региональный информационный центр, технический надзор, регистрационно-экзаменационная работа. Сами знаете, на каком контроле госуслуги. Не совру, если скажу, что государственных услуг, оказываемых в ГИБДД, намного больше, чем в других службах полиции.

– Перечислите эти госуслуги.

– Постановка транспортных средств на учёт. Выдача водительских удостоверений. Приём квалификационных экзаменов. Это громадная работа. Если взять только Благовещенск, в течение только одного рабочего дня проводится около 150–180 операций. Нагрузка большая. Справляемся.

– Про нагрузку и про «справляемся»: известно, что грядёт сокращение полицейских. Оно не коснётся рядовых инспекторов на дороге?

– Нет, только управления. Комментировать не могу – есть указ президента, и мы обязаны его выполнять.

– Какие задачи необходимо решить в первую очередь?

– Снижение аварийности. Предпринимаем все меры и будем предпринимать.

– Как относитесь к вечно звонящим телефонам?

– Привык уже. Могут позвонить в любое время дня и ночи, и я должен быть на связи. Супруга возмущается, конечно.

– В народе есть такое мнение: ГИБДД ничего не делает, только штрафует честной народ – мол, службу надо разогнать, вот тогда заживём! Что, по-вашему, произойдёт, если так и сделать?

– Говорить про беспредел мы не будем, да? Давайте посмотрим на цифры. Каждая из них – это жизнь и здоровье какого-то конкретного человека. За шесть месяцев 2015 года –  около 600 ДТП с погибшими и пострадавшими! Очевидно, что эти показатели увеличатся в разы.

– Как вы считаете, можно ли свести аварийность к нулю, как в Дании? Я не говорю о России – в Амурской области.

– Сомневаюсь. У европейцев менталитет другой. Они законопослушны – те же правила дорожного движения обязательны для исполнения и не обсуждаются. И если европеец следит за тем, как бы не нарушить закон, наш человек думает о том, как бы этот закон обойти. Со временем вполне реально свести показатели аварийности к нулю. Но мы до этого, наверное, не доживём.

– Увеличение штрафов способно помочь в этом?

– Усилением штрафных санкций – думаю, нет. Приняли поправки в закон – примечание 1 к статье 264 УК РФ. Думали, люди успокоятся и перестанут повторно садиться за руль в нетрезвом вине. Ничего подобного.

– Меньше таких нарушителей не стало?

– Только за одни сутки только в городе Благовещенске были задержаны четыре водителя, которые снова сели за руль пьяными, после того как были лишены водительского удостоверения. Людей ничего не пугает. Не знаю, почему.

– По всем этим случаям возбудят уголовные дела?

– Возбудят после проведения проверки.

– Что же делать с такими нарушителями, как их перевоспитать?

– Я считаю, что всё идёт от семьи, в которой воспитывается человек. В семье закладываются основы – понятие запрета, наказания.

– Часто приходится сталкиваться с негативным отношением? Откуда вообще идёт это?

– Посмотрите телевизор: там показывают гаишника, который берёт взятки. А если что-то повторять раз за разом, то в это рано или поздно поверишь. Таким образом людей приучили к тому, что страж дорог – это враг, недоброжелатель. Чтобы узнать нашу работу, не надо смотреть сериалы. Пока ты не постоишь на дороге – зимой, ночью, – пока не столкнёшься с сопротивлением, хамством, ничего не поймёшь.

– На ваш взгляд, у сотрудника Госавтоинспекции сейчас достаточно полномочий?

– Раньше было проще работать. Раньше не было оснований для остановки транспортного средства. Сейчас все первым делом спрашивают – назовите причину остановки. Начинаешь объяснять: у вас ребёнок не пристёгнут, пристегните его, пожалуйста, пока не случилось беды! Ведь даже при незначительном столкновении ребёнок, как правило, получает сотрясение головного мозга. А ведь это очень серьёзная травма. А родитель вместо того, чтобы задуматься об этом, начинает заявления писать, жаловаться.

– Штраф за непристёгнутого ребёнка немаленький  3 000 рублей.

– Да тут в тюрьму садить надо! Понятно, что одними карательными мерами ничего не добьёшься, нужно воспитывать. Да, у нас регулярно проводятся профилактические мероприятия. Родителям напоминают, как безопасно перевозить ребёнка, как переходить через дорогу.

– Бытует мнение, что сотрудники ДПС караулят пешеходов в местах, где запрещено переходить проезжую часть, и штрафуют их, таким образом отрабатывая план.

– У нас никогда не ставится задача – наказать. Да, раньше работа инспектора ДПС оценивалась по количеству выявленных нарушений. Все говорят – план. Нет никакого плана! Есть определённые направления, по которым надо работать. Увеличилась аварийность с участием детей – усиливаем работу в этом направлении. Если сотрудник докладывает, что на его маршруте патрулирования не зарегистрировано ДТП – честь и хвала такому сотруднику. Значит, он находился в нужное время и в нужном месте.

Никогда такого не было, что ставим экипаж возле детского сада и «казним» всех пап и мам, чьи дети не пристёгнуты ремнём безопасности. Это не так. Во-первых, о проведении профилактического мероприятия людей оповещают заранее, с помощью СМИ. Родителей предупреждают, объясняют – пожалуйста, купите вы это кресло в машину. Для безопасности вашего же ребёнка. И это работает: детские автокресла сейчас есть почти у всех. Осталось только привыкнуть пристёгивать малыша. Само по себе кресло не спасёт от травм, ребёнок должен быть пристёгнут.

А палочной системы действительно нет, нет никакого плана. Если задержали сотрудники пьяного водителя – они его оформят. Не задержали – значит, задержат.

– По вашему мнению, меняется ли к лучшему отношение автомобилиста к автоинспектору?

(задумался)… Об этом надо спросить у водителей.

– Водители разные бывают.

– Можно ли хорошо относиться к человеку, который тебя наказывает? Который уменьшил твой бюджет тысячи на три? Да, штраф это следствие того, что водитель нарушил правила. А инспектор выполняет свою работу. Как к нему будут относиться?

Спокойные водители, которые не нарушают намеренно, относятся к автоинспекторам ровно. Обратите внимание на закономерность: чем более негативно автомобилист относится к сотруднику ДПС, тем чаще и грубее он нарушает правила дорожного движения.

К инспекторам часто обращаются за помощью, и они всегда готовы помочь. И колесо помогут заменить, и роды принять!

– Инспекторам часто приходится применять силу и спецсредства?

– За одну ночь могут применить три раза, все три раза неповиновение. И так каждые сутки.

– Кто обычно сопротивляется?

– Только пьяные. Пытаются уйти от ответственности, начинают качать права, угрожают инспектору – ты завтра уже тут работать не будешь!

– Отказ от медосвидетельствования…

– …приравнен к пьянке. Отказываться смысла нет. Инспектор оформляет отказ и передаёт материалы в суд. Сейчас даже понятых не надо искать, потому что в каждом патрульном автомобиле установлены видеорегистраторы.

– Какие основные причины смертности на дорогах?

– Это нарушения Правил дорожного движения. За полгода в области – 585 ДТП, в которых погибли и пострадали люди. Больше всего – в результате столкновений. Второе место – опрокидывание транспортных средств. Третье – наезд на пешехода. Затем наезд на стоящее транспортное средство и на препятствие.

Причина смертности одна – несоблюдение правил дорожного движения. В этой тонкой книжке – Правилах дорожного движения – не то что каждое предложение, а каждая буква написана кровью жертв ДТП.

– Прокомментируйте мнение о том, что водительские «права» можно купить или подарить.

– Это практически невозможно сделать. Экзамены принимаются под видеонаблюдением. Салон автомобиля для приёма экзаменов оборудован семью точками видеосъёмки. Если кто-то считает, что «права» можно купить, пожалуйста, пробуйте.

Так же и со взятками: недавно был случай – мужчина пытался дать автоинспектору 500 рублей, в итоге заплатил 15 000 рублей. За нарушение Правил дорожного движения, допущенное этим мужчиной, сумма штрафа составляла 500 рублей. И он решил расплатиться на месте – бросил купюру и говорит «Всё, я поехал». Вот и оформили как попытку дать взятку должностному лицу. Но ведь как – в семье не без урода. Понятно, отбор на службу идёт строжайший.

– Ещё одно мнение с форума «Амур.инфо». Многие читатели недоумевают: зачем СМИ сообщает о предстоящих проверках водителей на трезвость?

– Цель информирования – чтобы как можно больше людей узнало о том, что будут проводиться такие проверки. Для чего? Для того чтобы как можно больше человек подумали: «Ага, проверять будут. А я выпью. Но не поеду – лучше на такси доберусь». У нас, подчёркиваю, основная цель не заключается в том, чтобы наловить пьяных, а чтобы пресечь нарушения. И если пьяных за сутки нет, это говорит о том, что мы хорошо отработали на первом этапе, профилактическом. Не допустили, чтобы люди пьяными сели за руль и устроили ДТП. Лучше предотвратить.

– О наболевшем: мокики и мотоциклисты.

– Родители покупают ребёнку мокик, но не считают нужным проверить, знает ли ребёнок правила дорожного движения, соблюдает ли их? Хотя обязаны это сделать. Надевай каску, зарегистрируй транспортное средство, не превышай скорость, не езди на заднем колесе. А когда происходит непоправимое, начинается поиск виноватых. Виновата ГАИ: вовремя не остановили, каску на него не надели. Делается вывод – ГАИ не работает. С введением категории «М» ситуация несколько изменилась в лучшую сторону. Учатся, сдают.

Уважаю байкеров – солидных людей, которые сами заработали и купили себе дорогой, хороший мотоцикл, поставили его на учёт, ездят размеренно, спокойно. Люди живут этим, получают удовольствие от движения и никому не мешают. А рискованная езда с рёвом, на заднем колесе только раздражает людей. С ними борются. Есть такой вид патрулирования – скрытый контроль за участниками дорожного движения из автомобиля, не имеющего цветографической окраски – из обычной машины. Мы работаем с ними и будем работать. Обратите внимание – их стало намного меньше. Помогают в этом и наши акции «Легализуйся».

– Но в них участвуют уже легальные мотоциклисты.

– Да, нормальные мотоциклисты. А остальных у нас не сказать что много. Просто эти несколько нарушителей делают погоду в городе. Вот за сутки задержаны три «Ирбиса» и один «кавасаки». Все без номеров и без документов.

Заметьте, стало меньше жалоб на ревущие глушители. Борьба с превышением уровня шума дала результат – так же, как с тонировкой. И эта борьба продолжается. За одни сутки смотрим: две тонировки, три превышения уровня шума. Автовладельцу выдаётся предписание об устранении причины нарушения. Если за сутки не устраняет, то едет в суд. А оттуда в ИВС.

– А что делать с автохамами на тротуарах и газонах?

– Это больная тема. У нас нет административной нормы, позволяющей наказывать таких водителей. Уже идёт работа с властями области. Мы внесли предложение о внесении изменений в закон Амурской области. Большая проблема – нехватка мест для парковки автомобилей в сравнении с количеством автомобилей в городе.

– Иногда жалуются, что сотрудники полиции сами нарушают правила.

– Сотруднику полиции разрешено отступать от правил дорожного движения при выполнении служебных заданий. Вы видели, как патрульный автомобиль пересёк сплошную двойную? Маячки были включены? Включены. Вот и всё.

Сотрудники прекрасно понимают, что нельзя без необходимости злоупотреблять этим правом. Опять же повторю: в каждом автомобиле установлены видеорегистраторы – они снимают происходящее снаружи и внутри автомобиля. Все эти материалы отсматриваются, и в отношении сотрудника может быть составлен материал, если будет признано, что он необоснованно нарушил правила дорожного движения. Каждый инспектор находится под пристальным вниманием не только граждан, но и командиров.

– А что с покупкой «красивых», или так называемых блатных номеров?

– В законодательных документах нет таких понятий, как «блатной» или «красивый» номер. При регистрации транспортного средства программа самостоятельно в хаотичном порядке присваивает государственный регистрационный знак. Но, согласно регламенту по регистрации транспортных средств, автомобиль приобретается с государственным регистрационным знаком – при условии, что это транспортное средство не новое и не ввезено из-за пределов Российской Федерации.

– Почему на мосту всегда пробка?

– Потому что наши законопослушные граждане не могут километра проехать, чтобы не стукнуться.

– На чём ездит начальник ГИБДД по Амурской области?

– Свою первую машину я купил когда уже работал в ГАИ. Заработал, купил разбитый автомобиль, отремонтировал своими руками. Мне бы не пришло в голову дрифтовать на нём, на выстраданном. А сейчас у меня обычный японский микроавтобус. 

– Спасибо за разговор!

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/08/03/97682