Уверенности ноль: каковы причина нехватки медиков в Приамурье

Уверенности ноль: каковы причина нехватки медиков в Приамурье

Источник фото: Минкультуры Амурской области Разбираемся со специалистами.

В области вновь подняли проблему дефицита медработников. Об этом облминздрав отчитался амурским депутатам. А через народных избранников вроде как и народу рассказали.

Жильё и деньги

Нет, конечно, достижения есть! Вот число врачей и среднего медперсонала на 2% превысило значения регионального проекта по обеспечению кадрами. И вообще впервые удалось достичь 6 показателей из 9: и по специалистам первичной помощи, и по сотрудникам ФАПов, и по доле медработников на 10 тысяч человек населения.

Естественно, отстающие по кадрам есть. Среди больниц — Магдагачинская, Селемджинская и Белогорская. Среди амбулаторий — Октябрьские, Мазановские, Селемджинские, Бурейские, Белогорские. Среди ФАПов — Михайловские, Селемджинские, Шимановские, Октябрьские.

Главные причины дефицита — увольнения медиков из-за переезда в другие регионы РФ, выхода на пенсию, ухода в частную медицину (14,7% общего числа), — подчеркнула первый замминистра здравоохранения Оксана Химиченко. — Ещё одна причина — отмена советской системы распределения выпускников. При этом по возрасту почти 70% амурского медперсонала — молодые: от 25 до 45 лет. Значит, меры привлечения молодых специалистов эффективны. Продолжается повышение квалификации сотрудников: за год периодическую аккредитацию прошли более 2,8 тысячи человек.

Наша надежда — «Земский доктор»: в 2022 г. по программе трудоустроено 40 врачей и 13 средних медработников.

С 2021 г. фельдшерам и врачам, устроившимся в отдалённые сёла и посёлки в зоне БАМа, предусмотрены подъёмные 3 млн и 5 млн рублей соответственно. За два года привлечено 59 специалистов с подъёмными на 218 млн.

Также куплено пять служебных квартир в Мазановском, Тамбовском, Сковородинском, Селемджинском районах.

С 2022 г. новая мера поддержки — компенсация первоначального взноса по льготной ипотеке. Применяется пока в районах с наиболее острым кадровым дефицитом: Ромненском, Михайловском, Мазановском, Константиновском, Октябрьском, Бурейском. Если опыт пройдёт удачно, его распространят дальше по области.

Особое внимание уделяется целевому обучению студентов: стипендии, компенсации проезда и проживания, места для учебной практики, наставничество, — продолжает О. Химиченко. — В 2022 г. из медакадемии выпущено 253 специалиста. Из них 20% трудоустроились, 70% пошли в ординатуру. Растёт число и выпускников медколледжа. Из них 70% трудоустраиваются по профессии. Медколледж — лидер среди организаций среднего профобразования по трудоустройству.

 Частник быстрее

А дефицит всё равно есть. Чего ж медикам не хватает? Об этом мы спросили Наталью МИХАЙЛОВУ — депутата Заксобрания, жителя Белогорска, которая долгое время занималась проблемой местного дефицита медкадров.

— С какой причиной недобора реальнее всего бороться?

— Реальнее всего, по-моему, перекрыть поток переходящих в частные клиники. А для этого нужны условия социальных льгот. Почему в своё время ехали работать в условиях Крайнего Севера? Выше доход. А к этому и выход на пенсию пораньше, и квартира. Но к пакету льгот — ограничение: работаешь в госучреждении — подрабатывать в частном запрещено.

— Что нового в Белогорской больнице?

— Меня уверили, что с приходом нового главврача кадровая ситуация нормализуется. Поживём, увидим.

Чего ж медикам не хватает?

— Уверенности в завтрашнем дне. Представьте, вы не знаете, какую зарплату получите в следующем месяце. Заработала ли больница или нет, какой будет балл, будут ли стимулирующие? Потому как медучреждения, хоть и государственные, но на коммерческих рельсах. И зачастую люди не понимают, почему нагрузка та же, а зарплата меньше. Вот ещё причина ухода к частникам.

— Свежее: в Госдуму внесён законопроект об обязанности студентов-бюджетников отработать три года по распределению. Не поехал — верни стоимость обучения. Эффективно?

— Возможно. Но с подходом без перегибови фанатизма. Со сменой системы образования изменились и правила. Ну, ещё понятно распределять бюджетников, а платников? Они же, выходит, вольны сами выбирать, где работать. А сможем ли мы заткнуть дыры в ДФО выпускниками из Москвы — неизвестно. Так что, повторяю, необходимо всё досконально просчитать. Вернуть СССР не получится. Нужно рациональное зерно прошлого перенести в существующую реальность.

— Дефицит кадров — главная проблема амурского здравоохранения? Или есть что-то острее?

— Кадры — главное. Но нужно искать первоисточник проблемы: нужны светлые, оборудованные, отремонтированные больницы. А лучше новые учреждения, ибо большинство больниц проще снести, чем ремонтировать по новым требованиям. Не снимается напряжение в сёлах: негде, например, купить лекарства. А кое-где и ФАПов нет — езжай за медпомощью за несколько километров, и хотя бы к терапевту. Это одна из причин опустения амурских сёл.

— У вас как у пациента какие-то претензии к организации медпомощи возникали?

— Я всё чаще выбираю платную медицину — не потому, что не доверяю государственной, а по скорости реакции: поднял трубку, записался на приём — в этот же день или, край, на следующий. В обычной больнице — целый квест. «Электронная регистратура» — проект хороший, но не рабочий. Звонишь весь день, а дозвонившись, узнаёшь, что талонов нет. Или вставай в шесть утра в живую очередь под дверь поликлиники.

С другой стороны, если это профилактические визиты, вопросов у меня не было — свободно можно в своей поликлинике сделать рентген или пройти диспансеризацию.

Между тем

Есть ли у амурчан трудности получить льготные лекарства?

— По докладу облминздрава — нет! – комментирует Н.Михайлова. — Но обращаю внимание: население Приамурья неуклонно сокращается, а число льготников федерального и регионального уровней не уменьшается. Это говорит о том, что население здоровее не становится и всё больше нуждается в лекарственном обеспечении. Растёт число жертв социально значимых заболеваний: на 1 января 2023 г. таких пациентов было 54 980 человек, в 2022 г. — 51 533 человека. Из 19 категорий заболеваний наибольшая доля отпущенных лекарств приходится на злокачественные образования, бронхиальную астму, ревматизм, сахарный диабет, болезни с повышенным кровяным давлением. Цифры — вещь упрямая, но за ними, к сожалению, стоят люди.

Наибольший дефицит врачей:

  • терапевтов — 55 человек

  • анестезиологов-реаниматологов — 41 человек

  • акушеров-гинекологов — 32 человека

  • неврологов — 29 человек

  • участковых педиатров — 23 человека

  • офтальмологов — 9 человек

  • врачей общей практики — 6 человек

  • сейчас работают 4134 врача и 8274 средних специалиста

  • в 2022 г. трудоустроено 134 врача и 296 средних медработников в городских и районных больницах, в сельских — 19 и 31 специалист соответственно

Данные облминздрава

Автор: Иван Зубарев

Источник новости: 2×2.su