Писатели и политики волнуются, не доведет ли борьба с экстремизмом до политической цензуры

В России появился федеральный список запрещенных для публикации и распространения материалов. В него вошли книги, отдельные публикации и один музыкальный альбом. Эти творения суды признали экстремистскими. За распространение таких материалов грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. Некоторые писатели и политики опасаются, что вместе с экстремистской литературой под запрет попадут произведения, неугодные по другим мотивам.

Все, что сегодня выходит в печать, теперь подвергается своеобразной цензуре: в России появился список запрещенных материалов. «К нам такие книги не приходили. Нам не доводилось изымать литературу из зала по причине того, что она запрещена. Все, что здесь есть — разрешено, это в общем пользовании, это можно читать», — рассказывает заведующая художественным отделом МП «Книжный мир» Юлия Иванова. Получаем то, что заказываем, а заказываем только то, что разрешено, говорят в магазине.

В черный список попали книги, отдельные публикации и даже музыкальный альбом.

Запрещенный список выглядит так:

1. Музыкальный альбом «Музыка белых», автор — Музыкальная группа Order.

2. Книга «Книга единобожия», автор — Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими.

3. Письма Рады земли Кубанской духовно-родовой державы Русь, авторы — Н.М. Лозинский, В.М. Герасев.

4. Печатные материалы в газете «Для русских людей» N 1(1), июнь 2002 г.; N 2 (2), август 2002 г.; N 3, октябрь 2002 г.; N 4, ноябрь 2002 г.; N 5, декабрь 2002 г.; 2003 г. N 6, 7.

5. Кинофильм «Вечный жид».

6. Брошюра «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», автор — А.А. Добровольский.

7. Брошюра «Язычество как волшебство», автор — А.А. Добровольский.

8. Брошюра «Кто боится Русского национал-социализма», автор — А.А. Добровольский.

9. Брошюра «Иудохристианская чума», автор — А.А. Добровольский.

10. Брошюра «Святославие», автор — А.А. Добровольский.

11. Статья «Однажды мы придем с гнилыми помидорами…», автор — А.А. Николаенко.

12. Статья «СС стучится в Вашу дверь, сволочи…», автор — А.А. Николаенко.

13. Статья «Исполняющий обязанности властителя дум», автор — А.А. Николаенко.

14. Статья «Самая конструктивная партия», автор — А.А. Николаенко.


Это материалы экстремистского толка, к распространению они запрещены. Так решил суд. «Мы уже давно настаивали на том, чтобы запретить вошедшие в список произведения. Но здесь проблема в том, что законодательство об экстремизме сознательно размыто, экстремизмом могут считаться призывы не только к национальной, но и к социальной розни. А отсюда уже недалеко до преследований по политическим мотивам», — считает глава движения «За права человека» Лев Пономарев.

…«Здесь немного был налет политической линии. Я бы сказал, это субъективный подход отдельных личностей. Кому-то не понравился писатель, какие-то высказывания не понравились. Таким образом где-то пытались об его произведениях умалчивать», — вспоминает о том, как запрещали публикации во времена СССР, полковник КГБ в отставке Анатолий Показаньев.

Из воспоминаний поэтессы Нины Дьяковой: «Я чувствовала себя каким-то изгоем, когда вставал какой-то мэтр писательский, не будем называть имен, и говорил: «Вот так, и так, и так… Есть молодая поэтесса Нина Дьякова. Все хорошо, но вот что-то многовато лирики у нее». С цензурой политической поэтесса Нина Дьякова хорошо знакома. Она писала в советское время. Тогда печатали не все и не всех, а на общих собраниях мягко «направляли». «В основном рекомендации касались того, что было связано с идеологией, а, значит, нужно было писать о буднях, о стройках, о каких-то замечательных подвигах советского народа», — говорит Нина Дьякова.

Конец 2006 года — время подъема в Благовещенске экстремистских настроений. По городу ходят листовки с призывами бороться с инородцами. Свастикой неоскинхеды даже изрисовывают здание ФСБ. Амурское отделение Союза русского народа поддерживает центр и собирается на «Русский марш». «Есть желающие арестовать меня? Ну, кто меня арестует? Видите, я тут самый главный организатор. А меня даже некому подойти арестовать!» — эпатировал на несостоявшемся «Русском марше» председатель амурского отделения «Союза русского народа Игорь Терехов. Теперь Игорь Терехов находится в СИЗО и обвиняется в разжигании межнациональной розни.

Еще год назад экстремистская литература живо ходила по городу. С арестом лидеров и молодежь утихла. «Тяжело собрать доказательную базу, — признается один из сотрудников УБОП. — Затем трудности возникают в проведении исследований, экспертиз. Самое близкое место проведения — город Хабаровск. Экспертизы проводятся в Санкт-Петербурге, Москве. У нас, в Благовещенске, такие экспертизы не проводятся».

Запрет на экстремистскую литературу необходим, считают многие. Вопрос в том, кто и как это будет решать. Ведь в один ряд с произведениями идеологов фашизма могут поставить те, что неугодны, к примеру, по политическим причинам. Интересный факт: за распространение книг Андрея Пионтковского краснодарская прокуратура уже вынесла предупреждение отделению партии «Яблоко». В прокуратуре посчитали, что произведения «Нелюбимая страна» и «За Родину! За Абрамовича! Огонь!» содержат признаки экстремизма. Однако позже предупреждение отозвали. До суда дело так и не дошло.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2007/09/07/7.html