Цейская «горная подкова» – одно из самых живописных мест Северной Осетии. Сюда стремятся туристы, чтобы полюбоваться альпийскими лугами с пестрыми цветочными коврами, бело-розовой россыпью кавказского рододендрона, снежными шапками высокогорья, реками и водопадами, берущими свое начало в ледниках. Здесь квалифицированные альпинисты проходят подготовку для подъема по сложнейшим маршрутам, и именно в этой части Северо-Осетинского государственного заповедника прошли сборы специалистов МЧС России «Жетон. Спасательный отряд».
МЧС России разработало уникальную программу для обучения сотрудников по проведению спасательных операций на самой сложной категории альпинистского маршрута – экстремальной. На склонах Цейского ущелья тренировались более 20 специалистов чрезвычайного ведомства, среди которых – спасатель международного класса поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Амурской области Александр Шелковников. Амурчанин на сборах был одним из инструкторов.
«Жетон «Спасение в горах» Федерации альпинизма России дает спортсменам право выхода на альпинистские маршруты 6-ой категории сложности. Чтобы достигнуть такого уровня, нужно пройти большой путь. На столь сложных маршрутах спортсмены растут профессионально, достигают разрядов мастера спорта или кандидата в мастера спорта. Чтобы получить допуск, каждый должен владеть методикой спасения в горах именно на сложных маршрутах. Жетон МЧС России, также названный «Спасение в горах», легитимен, как и жетон ФАР. Он дает допуск к проведению спасработ на маршрутах категории 6А и 6Б, но наша подготовка несколько отличается», – делится Александр Шелковников.
Расположившись в учебном центре, сразу за которым начинается тропа, ведущая в горы, спасатели, разделившись на три отделения, почти месяц под руководством наставников ежедневно совершенствовали свои навыки спасения в горах, сочетая теоретические занятия с практикой: оказанием первой помощи пострадавшим; помощью на скальном, ледовом и снежном рельефах, а также при сходе лавин; транспортировкой пострадавших с различными травмами. Большинство участников – опытные спортсмены. Для них задания были знакомы, так как не раз отрабатывались на сборах, но именно в этот раз нужно было структурировать все знания.
«Перед нами стояла нелегкая задача – отшлифовать технологии спасения, которые мы применяем в МЧС России, и те, которые используют спортсмены, – рассказывает Александр. – Разница в том, что у спортсменов всегда минимальный набор снаряжения. Когда человек идет на гору, он старается брать груз как можно меньше. А у спасателей с собой всегда много разного снаряжения».
Помимо восхождений в рамках обучения специалисты МЧС России десантировались с борта вертолета МИ-8. За десантную подготовку отвечал амурский спасатель. Он искал место для занятий, работал с экипажем, проводил инструктаж участников сборов. В первый учебно-тренировочный день по десантной подготовке спасатели работали на заброшенном здании в том же лагере, где базировались.
«Так как участники сборов – специалисты из разных регионов, нам необходимо было отработать спуски на земле, договориться. Оказалось, что в вертолете мы действуем по-разному. Дальневосточники, десантируясь, выходят в дверь через левое плечо, спасатели центральных регионов – через правое. Нюанс небольшой, но он влияет на то, как будет производиться отстежка страховочной веревки, не помешают ли десантник и выпускающий друг другу. То же самое во взаимодействии с бортмехаником. Мы страховку выпускающего цепляем в дверь, чтобы не выпасть из вертолета, а у них только трос принудительного раскрытия парашютов – что мешает передвижению бортмеханика по вертолету. В итоге пришли к выводу, что десантироваться будем по западной методике, а страховать выпускающего – по дальневосточной. Здорово, что на сборах поработали вместе спасатели из разных регионов», – улыбается Александр Шелковников.
На следующий день состоялась первая полетная смена. Специалисты отрабатывали спуски на слияние ущелий и на ледник. Десантирование осложнялось тем, что два потока ветра сталкивались в месте проведения занятий. Работать в этих условиях командиру, экипажу вертолета и спасателям было очень тяжело, но благодаря грамотным действиям всех участников с задачей справились.
Для следующего занятия выбрали площадку пониже, без сильной ветровой нагрузки, правда, пришлось дальше летать. Наблюдая во время полета бирюзовое небо с пушистыми облаками, зелено-золотистые склоны и белоснежные вершины гор, спасатели обдумывали свои действия, ведь им предстояло десантироваться с помощью спускового роликового устройства на неровную поверхность Цейского ледника, здесь оказать помощь условному пострадавшему и эвакуировать его при помощи лебедки и носилок.
«В роли пострадавших всегда выступал кто-то из участников сборов. Первого выбрали жребием, а дальше – по очереди. Даже я однажды был пострадавшим, – смеется Александр. – Почти каждый день поступали неожиданные вводные. Кто-то из спасателей идет по тропе, каску снял – становится пострадавшим. Его укладывают на носилки и спускают вниз. Нарушений техники безопасности не должно быть. Кто-то поскользнулся – считаем, что рука сломана, оказываем помощь. Так и учились».
В один из вечеров ужин спасателей прервал старший тренер: «От туристов поступил сигнал, что они потерялись. Требуется помощь в районе святилища Реком». На самом деле трое инструкторов, среди которых был Шелковников, спрятались на местности. По легенде, туристы, изрядно отметив праздник, забрались на скалы, а спуститься не смогли. У Александра условно была травмирована нога, у второго инструктора – рука и нога, потому что он выбрал более сложный маршрут, а третий просто заплутал в лесу. Задача участников сборов – назначить руководителя и организовать поисково-спасательные работы.
Поиски начались в 18:30. Вперед выдвинулся разведывательный отряд из трех человек. Оперативно найдя пострадавших, спасатели передали информацию коллегам в лагере, и те поспешили на помощь уже с носилками. Первую помощь оказывали на месте, а после эвакуировали «пострадавших» прямо по скалам.
«Чтобы понять, как работают спасатели, оценить их действия, ты должен полежать в носилках. Тебя несут ночью по скалам, по лесу – ощущения те еще, – делится Александр Шелковников. – У меня еще простые скалы были, спускали без веревок, а вот спасая второго инструктора, ребята их задействовали. Ближе к 23:00 работы были завершены, весь коллектив собрался, и мы разбирали ошибки».
В завершение обучения все спасатели прошли комплексный экзамен. Три отделения соревновались между собой в спасении. Специалистам необходимо было взобраться на скалу, обнаружить пострадавшего, поднять его выше по склону, перенести траверсом, спустить вниз и доставить в лагерь. Дистанция была рассчитана на три часа. Несмотря на то, что отделению Шелковникова достался самый крепкий «пострадавший», группа справилась с задачей быстрее всех, хотя другие группы отстали всего на 2 минуты, что в очередной раз подтверждает высокий профессионализм спасателей МЧС России.
Специалисты, прошедшие обучение и сдавшие контрольные испытания, были внесены в реестр Федерации альпинизма России и получили жетон «Спасение в горах».
«Так совпало, что серия жетонов начиналась с 900, потому как Россия – правопреемник СССР. У нас отсчет пошел с 902. Все думали, кому же достанется 911? – с улыбкой вспоминает Александр Шелковников. – Среди нас была одна единственная девушка – специалист из Пятигорска – Олеся Семенова. Мы не первый раз работаем вместе. Только за этот год уже дважды встречались на разных склонах высокогорья нашей страны. Олеся – отличный инструктор, одна из двух женщин-спасателей международного класса на всю Россию. Она достойна этого знакового жетона. А я теперь номер 913».
Александр был на обучении в Цейском ущелье три года назад. Он поделился, что горы за это время не изменились, но, как говорят местные жители, идет очень большое таяние ледников. Раньше в Цее это происходило всего на 2 сантиметра в год. В 70-хх годах ледник доходил до лагеря, в котором в этот раз базировались спасатели. В 2025-ом таяние происходит по 10 сантиметров в месяц. Теперь чтобы дойти от лагеря до ледника, нужно потратить 2 часа. Там, где лед отступает, открываются гладкие скалы, происходит много камнепадов, обвалов, а потому, все чаще необходима квалифицированная помощь спасателей, и так во всем мире.
«Спасатель – это не тот, кто должен уметь все делать, а тот, кто постоянно готов это делать. А чтобы быть готовым, он должен постоянно учиться, тренироваться», – делает вывод Александр.
(Фото из личного архива Александра Шелковникова)
Источник новости: 28.mchs.gov.ru
