Психолог Максим Чекмарев: «Я учу не пугаться матов»

3 февраля Всемирный день борьбы с нецензурной лексикой. Мы решили не оставаться в стороне и отметить его беседой с Максимом Чекмаревым, врачом-психотерапевтом, тренером Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии. Пришли к психологу с необычным запросом: разъяснить, можно ли считать злоупотребление матом зависимостью, лечится ли это и есть ли категории риска. — Максим, в современно мире

3 февраля Всемирный день борьбы с нецензурной лексикой. Мы решили не оставаться в стороне и отметить его беседой с Максимом Чекмаревым, врачом-психотерапевтом, тренером Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии. Пришли к психологу с необычным запросом: разъяснить, можно ли считать злоупотребление матом зависимостью, лечится ли это и есть ли категории риска.

— Максим, в современно мире мат, увы, не редкость. На нем пишутся песни, он звучит в кино. Да и в обыденной реальности его стало много. Можно ли сказать, что появилась новая форма зависимости?

Ни в коем случае употребление ненормативной лексики нельзя рассматривать как зависимость. Зависимость – это особое состояние, клиническое, которое предполагает острое чувство нехватки чего-то, неудовлетворенную потребность, которая порой сама по себе неясна человеку, и он пытается удовлетворить ее при помощи чего-то другого, химического вещества или азартной игры, например. А вот с матерными словами по-другому. У людей совершенно разная мотивация их использовать, то есть нет никакой возможности оценить этот феномен как что-то для всех раз и навсегда одинаковое. Мне кажется, вообще, когда мы говорим о психологии, нужно стремиться не упрощать, потому что все очень сильно зависит от того, кто, когда, как и для чего употребляет нецензурную лексику. Я начинаю сейчас задумывать о себе, а я, конечно же, как и многие другие люди, тоже иногда матерюсь, для чего это мне, становлюсь ли я зависимым? Мне кажется, что человек часто употребляет бранные слова не из-за того, что он зависим, а из-за среды, в которой он находится. К примеру, там, где принято так общаться и это определенный «культурный» код, некая реальность. С другой стороны, очень часто приходится прибегать к матам тогда, когда нет возможности выразить эти же самые переживания как-то по-другому, то есть эта некая замена бедности собственной лексики в том месте, где нужно говорить о своих чувствах. В первом случае человек использует нецензурную лексику как способ коммуникации, во втором – как способ экспрессии.

— А группы риска есть? Может, гендерные, возрастные или профессиональные? Кто чаще выражает свои эмоции через мат: мужчины или женщины, дети или взрослые?

— Мы уже определились, что это не зависимость вовсе. А если это не зависимость, значит, никто ей особо не подвержен. Если говорить про то, будут ли дети и взрослые, владеющие русским языком, употреблять нецензурную брань, ну будут, конечно. Это же опция, которая нам доступна. Так что все хотя бы иногда употребляют эти слова. А если говорить про частоту, когда это может закрепиться и стать постоянным сопровождением в речи, то это закрепляется только тогда, когда сам способ такой коммуникации оказывается ценным, подкрепляется чем-то: условиями среды, строем внутренних ценностей человека. Очень многие люди, например, выбирают нецензурную брань как способ защиты, потому что вербальная агрессия, «агрессия на словах», в нашем обществе, что справедливо, более распространена, чем физическая, поэтому в таком случае часто мы прибегаем к матам, чтобы защищаться. И тогда нецензурную брань можно рассматривать как способ переработки агрессии. Кстати, чаще всего в современной реальности мат связан именно с агрессией, прямой или косвенной.

— С прямой все ясно, выругался и пошел. А что Вы подразумеваете под косвенной?

— Приведу пример: когда вы едете за рулем, а кто-то нарушает правила или делает не так, как вам кажется правильным, естественно, в глаза человеку ничего не скажете, но за глаза наговорите много и часто нецензурно.

Сегодня матерятся, кажется, все. Особенно неприятно слышать эти слова от детей. Как на это правильно реагировать, в первую очередь родителям? Ругать, наказывать, игнорировать? И все-таки кто в этом виноват, можно ли сразу ставить штамп «невоспитанный»?

— В силу того, что матерная речь это реальность, то вы обязательно столкнетесь с тем, что ребенок будет употреблять эти слова. Первые пробы – это детский сад, чаще всего и много матерятся ученики начальных классов, потом это сходит на нет, потому что становится особо не интересно. Это во многом связано и с тем, что дети осваивают язык, притом не только его «светлые», но и «теневые» стороны. Так что, если заметили у ребенка в речи мат, во-первых, попытайтесь осознать, что так бывает. Это нормально, что дети пробуют произносить какие-то слова, и здесь, мне кажется, очень важно не закреплять их как особые, требующие особенного внимания. А закрепление может происходить как позитивным, так и негативным путем. Часто родители шутят и даже «хвастаются», что их дети освоили мат. И в таком случае эта вещь вроде запретная, но прикольная, ей легче закрепиться в речи ребенка. С другой стороны, вот это вот «нет, ни в коем случае, никогда» тоже по-своему закрепляет: ребенок понимает только одно – при вас материться нельзя, в остальных случаях можно. Как мне кажется, самый лучший способ – это показать, что есть 1500 вариантов альтернативной коммуникации. Если ребенок матерится при вас, попросите его найти другие слова для выражения того же. К примеру, он рассказывает про одноклассника и использует мат, предложите рассказать вам, какой этот одноклассник человек или что он хочет с ним сделать, спросите ребенка: «ты злишься, похоже». То есть предлагайте альтернативы, где нецензурная речь заменена на цензурную. Тем самым вы показываете, что мат существует, но в вашей семье вы общаетесь другими словами, спокойно обходитесь без нецензурной лексики. Если сказать проще, то попросите перевести вашего ребенка с «матерного на русский», после этого продолжайте общение.

— Сказать легко, осознать сложнее. Еще бы терпение на это найти и слова правильные подобрать. Кстати, а если заметили эту неблагозвучную привычку у себя, есть способ быстро от нее избавиться, чтобы не стать «примером» для своих детей?

— Если заметили у себя такую привычку, хотя не заметить очень сложно, потому что обычно это совершенно сознательный акт, но все же если видите, что слова вырываются случайно, то нужно задать себе два вопроса: первый – почему мне это удобно, зачем мне это, и второй – зачем мне от этого избавляться. То есть нужно разобраться, какую роль в вашем случае играют эти слова, какова мотивация их использования, с другой стороны, важно понять, нужно ли вам что-то менять. Потому что нецензурная брань – это все-таки осознанный акт, не психологическая проблема, а скорее особенность того, каким образом мы учимся строить коммуникацию с собой и с другими. Ну а раз мы как-то уже научились ее строить, то можно осваивать альтернативы. Мне кажется, здесь, если и привлекать психологический аспект, то лишь для того, чтобы разобраться в значении этих слов для нас. Иногда они междометия, иногда определения других людей, иногда определения состояний. И вот очень часто, если говорить языком психологии, брань замещает эмоции. Вместо того, чтобы говорить об эмоциях, о чувствах, иногда о желаниях собственных, мы начинаем замещать их нецензурными словами. Важно в этот момент смотреть за теми ситуациями, когда маты заменяют определение эмоций. Потому что когда вы смогли распознать, определить то или иное чувство, злость, обиду, ярость, гнев или отчаяние, то уже получили возможность влиять на свой собственный внутренний мир. Сам мат не всегда это даёт. Он только помогает выплеснуть чувства, что иногда бывает, конечно, тоже важно. Но не даёт возможности распознать саму эмоцию. Кстати, чаще всего, если нецензурно выразитесь у психолога, он спросит, «как это вам», «что это для вас значит», «какое при этом чувство вы испытываете». То же важно делать и в обычной жизни, в диалоге с самим собой. Я на обучающих курсах для психологов как раз учу не пугаться матов, потому что он обязательно когда-то будет на сессии с клиентом, а как раз разглядеть в этом возможность оттолкнуться от них для того, чтобы прояснять ситуацию. В таких случаях эти слова человек воспринимает как короткую и простую дорожку, чтобы выразить свою мысль и быть понятым. Но не всегда это так. Нам порой только кажется, что мат облегчает понимание, нередко под ним скрывается разный для собеседников смысл. Мы не понимаем, что этот или другой мат значит для собеседника, но видим, что он в каких-то сильных чувствах. Матерные слова помогают выплескивать эмоции, но не помогают понимать чувства. Потому матерные слова не могут быть полноценной заменой тех слов, которые описывают мир наших переживаний.

Наш главный инсайт дня – мат все-таки есть, но мы от него не зависим, и это не может не радовать, а вот качество нашей речи все же зависит от окружения, прочитанных книг и внутреннего мира. Так что если чувствуете пробелы, вы уже знаете, как их восполнить.

Источник новости: Amur.Info