Под куполом: какие секреты хранят цирковые артисты

О том, кто ставит номера актерам и сложно ли дрессировать хищников, в репортаже портала 2х2.su

А что приходит в голову вам, когда вы слышите слово «цирк»? Могу поспорить, почти каждый подумает о хрустящем попкорне, воздушных гимнастках и веселых клоунах. А еще об экзотических животных – куда же без них? И в Благовещенске теперь тоже есть такой – на две недельки цирк расположился на площади ОКЦ.

Приходит зритель на представление и видит красивую гимнастку, выделывающую сложные трюки под куполом цирка, грозного царя зверей, который покорно слушает дрессировщика, и веселого клоуна, от шуток которого разрывается весь зал. И никто, кроме самих артистов, даже не догадывается, как достаются им дружные зрительские овации. Корреспонденту 2х2.su удалось попасть за кулисы цирка.

Клоун – не профессия, это призвание

Заходишь во двор – все тихо, спокойно, только иногда промелькнет пара собак-охранников. Но внутри шатра кипит настоящая подготовка к представлению – повсюду море воздушных шаров, гимнастки, делающие растяжку, – девушки настолько профессионалы, что даже не прогоняют свои номера, а всего лишь разминаются перед выходом. И тут же репетирует он – любимчик все детишек – клоун Славик на сцене и Вячеслав Шутов – в жизни.

Конечно, заранее предугадать, какую шутку полюбит зритель, не так уж и просто. Вячеслав утверждает, что это только дело практики.

– Мы пробуем разные номера. Сначала придумываем образ клоуна, его действия. Новое обычно показываем в конце представления и смотрим, как отреагировал на это зритель, – делится секретами клоунского мастерства Вячеслав.

Конечно, бывает и так, что мало кто смеется. Тогда артист понимает: этот материал брать больше не стоит, нужно совершенствоваться. «Подопытных» у клоунов нет – свои шутки они только обсуждают перед показом с более опытными артистами. Кстати, директор цирка – тоже в прошлом клоун, он и подсказывает, что можно показать зрителю, а что попросту «не зайдет».

– Кстати, на Дальнем Востоке пришлось поменять многие «фишки». Люди везде разные: в Московской области это примут с удовольствием, а в Амурской области нужно показывать что-то другое. Географический фактор тоже оказывает влияние на сценарий выступления, – говорит Вячеслав.

Артист замечает, что клоунада – это особый вид искусства. Можно попытаться выучиться на клоуна и освоить базовые навыки – актерскому мастерству и раскрепощенности на публике. Все остальное – это природные данные. В первую очередь, владение своим телом, умение обыграть смешно, казалось бы, самую простую ситуацию.

Кстати, Вячеслав Шутов – один из тех немногих людей, кто выполняет трюки известного советского мима Леонида Енгибарова (клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун»). Трюк клоуна с наряженной палкой делают всего два человека.

Когда страх перерастает в любовь

Гимнастика появилась в жизни Алины Лаппо, когда девочке было всего три года. Очень долго девушка занималась в цирковой студии, а в 15 пошла работать в Московский государственный цирк. После трех лет работы она решила уйти «в свободное плавание» – поступила на заочное, параллельно работав в некоторых цирках уже неофициально.

В этот цирк Алину очень долго звал директор – писал ей, звал на гастроли. Но, к сожалению, времени у девушки не было совсем. Когда оно появилось, Алина решила попробовать – и осталась в этом цирке навсегда.

– Путешествовать с цирком мне очень нравится. Я привыкла не сидеть на месте, и если мои выходные затягиваются надолго, то начинаю чувствовать, что чего-то не хватает, мне нужно куда-то уехать, – рассказывает Алина Лаппо.

С начала своей карьеры девушка занимается каучем – гибкой гимнастикой. Только потом она решила подняться в воздух.

Алина признается, что с детства жутко боялась высоты. Переборола она свой страх, работая на воде. Кстати, выполняет все трюки Алина без страховки – так девушке гораздо удобнее исполнять многие трюки.

Свои костюмы артисты заказывают по личным эскизам из Таиланда. Цирковым остается всего лишь следить за их состоянием. Кстати, гримируют себя артисты самостоятельно – и мужчины, и девушки. При этом они не проходят никаких специальных курсов, идеальный макияж можно получить, только практикуясь.

И царя зверей можно приручить

Сергей Ахметгалеев – человек, которому покоряются все хищники. Именно под его взглядом львы и пантеры выполняют трюки, которые так любят зрители. Мужчина воспитывает хищников практически с рождения.

– Животных мы покупаем в зоопарках в 2-3-месячном возрасте, чтобы они с нами росли, привыкали и потом ничего не боялись, – рассказывает Сергей.

Сергей говорит, что ему никогда не было страшно работать с хищниками: малыши быстро привыкают к артистам. Публику цирковые питомцы совсем не боятся и в работу включаются легко и непринужденно. Они понимают: это работа, это важно. Как и у людей, у каждого животного есть свой характер. Мужчина признается: девочек дрессировать все же сложнее.

– Я дрессирую пантеру-девочку, и у нее очень своенравный характер. Кстати, публику она любит: всегда с энтузиазмом вылетает на манеж. В общем, девочка, – смеется дрессировщик. – С парнями как-то попроще работать.

Само путешествие лохматым и пернатым артистам дается легко, артисты стараются не задерживаться надолго в пути, чтобы никто не уставал от поездки. Максимум она занимает всего полдня. В целом гастроли цирка длятся 10 месяцев, в дороге артисты находятся по несколько дней, останавливаясь на ночлег, в зависимости от расстояния между городами.

Это не хобби, это – смысл жизни

Ольга Поспелова пришла заниматься в цирковую студию просто «для себя», несмотря на то что по образованию девушка экономист. Но неожиданно она безумно полюбила цирк и поняла, что без творчества ее жизнь просто невозможна.

– Человек должен быть там, куда лежит его душа. Зачем прожить всю жизнь и не сделать то, чего так хотелось? – так считает Ольга.

В городе, где живет Ольга, есть учебные заведения, где готовят цирковых артистов.

– У артиста обязательно должен быть свой, интересный номер. Конечно, бывают талантливые артисты, которых готовы забрать лучшие цирки страны, но для этих людей цирк – просто хобби, а сами они выбирают более серьезные профессии, – говорит Ольга.

На 15 минут выступления уходит много сил и энергии, рассказывает девушка. Порой, артисты вкладывают в номер столько, что потом «отходят» пару недель.

Ольга еще дрессирует попугаев-ара. Обучить их сделать что-то не так уж и просто. Обычной подкормки здесь недостаточно, делится девушка.

– Попугаи довольно-таки умные птицы. Именно поэтому научить их или даже попросить сделать что-то не так уж и просто. Они найдут сотни причин, чтобы этого не делать, – рассказывает Ольга.

Девушка считает: с попугаем нужно уметь договориться. В лучшем случае улетит, а в худшем – может клюнуть: а клюв у попугаев сильный.

– Самое главное – это наблюдать. Смотреть за тем, что он любит делать в свободное время. Я выпускаю своих в свободное время гулять по квартире, смотрю, что им больше всего понравится. Вот так наблюдаешь за питомцем, и может даже появиться новый трюк, – говорит девушка.

Благодаря цирку девушка повстречала  свою любовь. На гастролях она познакомилась с обычным парнем, жителем города, в котором они выступали, Андреем Мясниковым. Первое время молодые люди общались на расстоянии, но спустя несколько месяцев мужчина понял, что жить вдали от Ольги не может – и тоже приехал работать в цирк. Теперь Андрей ассистирует девушке, помогает устанавливать конструкции для номеров, занимается монтажом света и звука.

– Я бросил свою прошлую жизнь – раньше работал в автомастерской – и приехал в цирк. Готовился к такой жизни очень долго, понимал, что ждет меня впереди. Перестроиться было непросто. Морально я был готов, а вот физически пришлось привыкать. Ушло на это всего пару недель, – рассказывает он.

Любовь к цирку рождается в детстве

Маленькая Сонечка, дочка Сергея Ахметгалеева, в представлениях не участвует, но одну из главнейших ролей в жизни цирка занимает. Несмотря на маленький возраст – девочке всего 6 лет – она уже мечтает о дне, когда сможет выйти на манеж.

– Я очень хочу петь на манеже. У нас пока никто не поет, поэтому песня будет моим номером, – признается девочка.

Соня совсем не боится больших и грозных животных, которые живут в цирке. Девочка с радостью играет с птицами, а иногда может даже помочь в репетиции верблюдов.

Кстати, живет в цирке девочка не всю свою жизнь – раньше она жила с бабушкой и ходила в детский сад, пока мама с папой были на гастролях. Девочка признается: по ним она очень скучала. Но сейчас, пока она еще не пошла в школу, она колесит вместе с артистами по все стране.

– Я путешествую с мамой и папой, и дом мой в цирке, поэтому совсем не скучаю, – говорит Соня.

И правда, скучать ей не приходится. Кажется, что девочка сможет помочь здесь с чем угодно: и листовки раздать, и на батуте постоять, и с животными побыть.

Цирк – дело техники

Создать такую конструкцию с круглой ареной – задача не из простых. Человек, занимающейся установкой цирка, называется шапитмейстером. Он же и отвечает за безопасность всех конструкций.

Для постройки цирка ставятся мачты – специальные опорные конструкции, на которые потом и натягивается теза. На создание такого цирка может уйти максимум два дня, а разобрать его можно за 7-8 часов.

Кстати, шатры изготавливают из специального материала – цирковой тезы. Это специальный плотный материал, отличающийся яркой расцветкой и высокой износоустойчивостью. Во время холодов устанавливают еще и тепловые дизельные пушки. Они и не позволяют гостям и цирковым артистам замерзнуть.

Всего в цирке пять трейлеров. В двух живут артисты, в одной перевозят мачты и верблюдов, еще в один грузят цирковую конструкцию, и в последнем перевозят животных. В них же находятся и все удобства – душ, туалет, стиральные машины, кухня.

А местные-то не только смотрят…

Организовать работу цирка помогают местные жители. Администрация цирка нанимает несколько подростков, которые раздают листовки, расклеивают объявления, надувают шары.

Один из них – Кирилл Говоруха, студент первого курса колледжа при АмГУ. Молодой человек состоит в волонтерской группе Благовещенска. Как-то ребята получили информацию о подработке, и Кирилл с радостью решил подзаработать – деньги для студента лишними не бывают.

– Мы собрались все вместе, и подъехал администратор цирка Дмитрий. Он выдал нам листовки и костюмы. Мой наряд был самым прикольным – костюм клоуна. Большие ботинки и очень смешная голова. Мы ходили по улицам города, развлекали людей и приглашали в цирк, – рассказывает Кирилл.  

Потом для ребят появилась работа поинтереснее – уже в самом цирке. Сначала они надували шарики, а потом стояли на батутах и на контроле. Кирилл признается – ему это нравилось больше, потому что клоунский костюм был очень неудобным. Ребята раздавали воздушные шарики детям, которые раскрасили клоуна на листовке.

– Сам цирк мне очень понравился, в нем была очень насыщенная программа. И когда я находился в самом цирке, то заметил, как слаженно работает коллектив: каждый помогает друг другу. Мне напомнило это часовой механизм, в котором если сломается одна шестеренка, часы не будут работать вовсе. Так же и в цирке, – говорит Кирилл.

Сами артисты считают цирк своим домом, а друг друга – своей большой дружной семьей. Никто не думает о том, что где-то там далеко, в другом городе, на другом конце страны находится их домашний очаг. Наоборот, многие признаются, что без цирка они уже не могут, и месяцы без гастролей даются нелегко.

В коллективах, где работают несколько клоунов, самого главного называют «коверным клоуном». Исторически сложилось, что он всегда находится «на ковре» – на манеже – во время пауз и заминок.

Под куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артистыПод куполом: какие секреты хранят цирковые артисты

 

Источник новости: http://2×2.su/rest/article/pod-kupolom-kakie-sekrety-hranyat-cirkovye-artisty-143204.html