«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти

Журналист портала 2×2.su побывал в столице Еврейской автономной области и не встретил ни одного жителя в кипе и сюртуке

Когда я делилась с очередным собеседником известием, что скоро еду в Биробиджан, от каждого слышала примерно одно и то же: «Прикольно, там же одни евреи!» Еще несколько знакомых поспешили уверить, что иудаизм там настолько распространен, что добрая половина людей в городе ходит по улицам в чёрных шляпах с широкими полями, ну или на крайний случай – в кипе, или ермолке,  носят бороды и круглые очки…

«Так я еще никогда не ошибалась!»

Мне довелось познакомиться с городом цветов и фонтанов благодаря поездке на  Первый дальневосточный православный медиафорум «Доброе слово». В компании еще трех благовещенских журналистов, которые участвовали в конкурсе «Дорогами добра», и священником Святославом Шевченко мне посчастливилось проникнуться самобытной культурой и каким-то особенным колоритом этого небольшого, компактного и красивого населенного пункта.

Перед тем как отправиться в поездку, я пополнила свой интеллектуальный багаж несколькими интересными фактами об этом городе. Во-первых, население его по сравнению с Благовещенском намного меньше, всего около 75 тысяч человек. Во-вторых, центральная улица Шолом-Алейхема главная магистраль города – имеет протяженность всего 5 км! В-третьих, он начал заселяться еврейским народом еще в 1928 году, но сейчас его численность настолько мала, что едва дотягивает до двух процентов.

«А что же тогда там осталось от евреев?», подумала я, подозревая, что познакомиться с этой культурой и прочувствовать весь национальный колорит в современном городе мне так и не удастся…Но так я еще никогда не ошибалась!

На каждом шагу – еврейские мальчики

Биробиджан оказался компактным городком, где долго искать достопримечательности не приходится. В любую точку города можно подъехать на маршрутках, автобусах или такси. А еще проще – пешком, так, кажется, даже быстрее. Местные говорят, что город пересечь с запада на восток можно быстрым шагом за полтора часа. Во время прогулки сложно не удивляться фантазии и таланту скульпторов, сотворивших столько необычных памятников.

 Отпечатки еврейской культуры видны очень сильно. Все вывески продублированы на еврейском языке.

Кругом еврейская символика. То там, то тут стоят статуи еврейских скрипачей и трубачей. Звезда Давида и менора – семиствольный светильник – являются одними из древнейших символов иудаизма и еврейских  религиозных атрибутов. Их изображения обрамляют здания и украшают город как отдельные архитектурные элементы.

Средоточием еврейской культуры в Биробиджане стал красивый двухэтажный особняк. В нем  обосновалась еврейская община «Фрейд», основанная в 1997 году. Она соединяет в себе синагогу, благотворительные фонды и службы. Здесь есть благотворительная столовая, воскресная школа, библиотека. Кстати, по всему Дальнему Востоку изучить основы иврита и еврейскую историю можно только в этом месте.

Сложно не запомнить имя Шолом-Алейхема, это известный национальный классик, драматург и просветитель, один из основоположников литературы на языке идиш, в том числе детской. Настоящее имя этого известного и почитаемого в городе человека – Соломон Наумович Рабинович. Как бы ни было парадоксально, но Шолом-Алейхем ни разу не был в Биробиджане, но в честь него названы университет, библиотека, главная улица города, ему самому и героям его произведений поставлены памятники, о нем на берегах Биры постоянно вспоминают и говорят, как о самом почетном жителе этих мест.

Памятник писателю располагается на «Арбате». Эта просторная пешеходная зона и в будни, и в выходные наполнена людьми: малыши катаются на детских автомобилях, резвятся на надувном батуте, а молодые парочки занимают скамейки вокруг фонтана.

Красота для души

Еще одна городская достопримечательность и уникальный архитектурный объект – здание областной филармонии. Если смотреть сверху, то, как уверяет экскурсовод, оно будет напоминать рояль. На подходе к филармонии установлен памятник Аполлону и его шести музам. Кстати, очень символично: от каждой греческой музы отходит по несколько цветочных клумб, так что в целом вся композиция складывается в силуэт меноры.

Тут же, на площади возле филармонии, работает красивый фонтан. В вечернее время включается подсветка, что придает всей площади особое очарование.  Кстати, это не единственный фонтан в городе: водные сооружения украшают город и на привокзальной площади, и в центральном районе. И все работают! Удивляет их количество для такого небольшого городка.

А еще у Биробиджана есть своя визитная карточка – телевышка на правом берегу реки Бира, светящаяся по ночам. Горожане гордятся этой достопримечательностью и изображают ее на подарочных кружках и магнитах.

Вид на вышку открывается с чудесной набережной. Она, правда, очень красива, хоть и в разы меньше нашей, благовещенской! Здесь смешение трех стилей: еврейские мотивы гармонично сочетаются с беседками, как в южном городе Сочи, и скульптурами журавлей, как в Поднебесной.

Город зелени и торговых центров

Климат здешний амурчанам не покажется в диковинку: зимой – холодрыга, летом – от жары некуда деваться. Как заверяют биробиджанцы, не приносит вожделенной прохлады и река Бира, на которой город основан. Местные в ней не купаются: полноводная река сродни горной, вода в ней холодная, а течение может спокойно сбить с ног даже взрослого человека.

Единственное спасение от солнцепека – многочисленные деревья и рощи. Вот уж чего-чего, а зелени здесь точно предостаточно! Под огромными раскидистыми лапами столетних елей можно вдыхать смолистый аромат едва ли не в каждом сквере. Даже Центральный парк культуры и отдыха, который чем-то отдаленно напоминает наш Первомайский парк, привлекает не столько аттракционами (их маловато и не все работают), сколько возможностью прогуляться неспешным шагом по тенистым аллеям.

А еще, говорят местные, рой мошкары в летний зной окутывает с головы до ног так, что лишний раз без особой нужды на улицу не пойдешь.

– В Биробиджане иногда у нас творится просто ужас. Если в лесу, в особо комариных местах, снять перчатку, то комаров на руку сядет столько, что кожи не будет видно вообще, – поделился жутким рассказом один из местных жителей, с которым довелось пообщаться. –  Видели по телевизору, как всякие экстремалы показывают, что их облепляют пчёлы толстым слоем? Так вот, все жители Биробиджана такие, экстремальные!

Уж не знаю, насколько мой собеседник приукрасил свое повествование, но во время нашего приезда ни одного кровососущего нам не попалось. Наверное, еще не сезон.

Восторг шопоголика

Вместе с обилием зелени город может похвастаться числом торговых центров. Только на «Арбате» их несколько штук, не считая центрального рынка.

– Девочки, здесь столько магазинов! Вот здесь вещи так себе, а если пройти подальше, там столько красоты можно накупить, столько отделов с одеждой! – еле сдерживая восторг и ликование, поделилась новая знакомая, также участница медиафорума из Якутии.

Но нас-то, благовещенцев, обилием торговых центров и товара в них точно не удивишь! «Это ты еще у нас не была!» – подумали про себя амурчане, видевшие этот неописуемый восторг якутского шопоголика.

А вот с общепитом негусто. И с посетителями, кстати, тоже. В субботний вечер что в кафе, что в пиццерии на центральной улице лакомились фастфудом лишь пара-тройка молодых людей. Остальные столики уныло ждали посетителей. Но нам-то сложно было устоять и не зайти в кафе с национальной кухней – оно единственное во всем городе и носит название «Симха». Еврейская кухня там, кстати, не кошерная и, действительно, восхитительна: борщ «Старый еврей», салат «Тель-Авив», форшмак из селедки или щучьи котлетки на пару… Это стоит отведать каждому! Кстати, кошерная еда простыми словами означает лишь то, что она соответствует правилам иудаизма. А правил этих очень и очень много.

Там стоит побывать!

Но, пожалуй, самое интересное, что впечатляет и поражает, – это  соседство православных храмов, городской синагоги и мечети, строительство которой уже подходит к завершению, но туда и сейчас люди приходят на молитвы. Недавно в городе состоялось общественно значимое для Еврейской автономной области событие. Представители традиционных российских религий – Епархиальный архиерей Биробиджанской епархии Русской православной церкви епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, главный раввин города Биробиджана и Еврейской автономной области Элиягу Рисс, имам-хатыб мусульманской религиозной организации «Махалля «Ахли Тарикат» Саидрахмон Расулов – подписали Соглашение о межконфессиональном сотрудничестве.

Во время участия в медиафоруме нам посчастливилось посетить Благовещенский кафедральный собор, Храм Святителя Николая, синагогу и мечеть. И везде нас встречали доброжелательные и светлые люди. Кстати, сложилось впечатление, что вообще город населен только такими жителями, доброжелательными и улыбчивыми.

«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти«Там же одни евреи!», но кошерной кухни в Биробиджане не найти

 

Источник новости: http://2×2.su/Left/news/tam-zhe-odni-evrei-no-koshernoy-kuhni-v-birobidzha-136627.html