Когда помощь зависимым – это диагноз: созависимость глазами психолога

Наркомания, алкоголизм и даже игромания тяжким грузом ложатся на плечи родных и близких тех людей, кто встал на эту кривую дорожку. В обществе принято сочувствовать родственникам зависимых, но у психологов на этот счет другое мнение. Зачастую этих людей тоже надо лечить от смежного недуга, а бывает, что именно они «усиливают» те самые зависимости. Разбираться с необычным диагнозом будем вместе с преподавателем психологии Института дополнительного образования РГГУ, бизнес-тренером и практикующим психологом Еленой Карловой-Ильиной.

Когда помощь зависимым – это диагноз: созависимость глазами психолога

Фото: из личного архива Елены Карловой-Ильиной

— Елена, возможно, для многих наш разговор будет открытием. В нашем обществе принято спасать и помогать, но ставить диагноз приходящим на помощь – вряд ли. Давайте разберемся, что же это за болезнь «созависимость». И что ее связывает с понятной всем зависимостью?

— Вы правы, они связаны. Важно различать зависимость и созависимость. Это разные понятия, хоть и идут всегда по жизни рядом, «за ручку». Зависимость – это патологическое разрушающее потребление чего-либо: алкоголя, наркотиков, еды, контента в соцсетях. Еще их называют аддикциями. Даже чрезмерное увлечение здоровым образом жизни и разного рода практиками – тоже зависимость по своей сути. Участвуют в формировании любой зависимости одни и те же зоны головного мозга: миндалина + гипокамп + гипоталамус – именно эти друзья запоминают удовольствие от каких-то вещей или поступков и формируют тягу к новому эпизоду. Зачастую непреодолимую тягу и не всегда осознанную. Это кратко про зависимость. А кто такие созависимые? Если дословно – «совместно зависимые». Созависимость – это особая форма неблагополучных отношений, в которых один из партнеров способствует саморазрушительному поведению другого. И это не только про алкоголь и запрещенные вещества. Это про незрелое детское поведение (инфантильность), нежелание брать на себя ответственность, патологическое манипулирование здоровьем и внимание к себе. Много занятных сценариев предлагает жизнь.

— Если смотреть на это так широко, сложно представить себе абсолютно здоровых, не переживших созависимость ни разу.

— И я скажу ответственно, что всем нам в жизни удается, точнее, приходится побывать в созависимых отношениях, но не всем дано из них выйти.

— А когда эту болезнь впервые диагностировали? Стали серьезно относиться к подобным состояниям?

— Термин появился в конце 1980-х годов. Мелоди Битти написала книгу «Как перестать контролировать других и начать заботиться о себе», где впервые использовала этот термин. А уже в 1990 году на научной конференции официально было введено в науку понятие созависимости, и это открыло целое направление исследований особого социального феномена. Как-то сразу всем стало понятно, что тема эта ох как актуальна и требует всестороннего изучения.

— Изучили?

— Изучили. Изучают и будут изучать еще долго.

— Как же поставить себе этот диагноз, не все же близкие алкоголиков и наркоманов созависимы? И если речь не только о таких сценариях, а еще и чрезмерном контроле над более уязвимыми близкими, то тем более сложно себя «поймать» на патологии.

— Ставить диагноз самому себе – дело неблагодарное и непрофессиональное. Точно – будет ошибка!  Даже опытные мозгоправы, врачи и целители всех мастей такое не практикуют и не рекомендуют. А неопытные тем более в этом некомпетентны. Нужен внешний взгляд со стороны.

 — Ну должны ведь быть хоть какие-то знаки, пусть не для самого созависимого, а для его окружения, что ему нужна помощь? Как их разглядеть?

— Есть, но это не так просто и очевидно. Если мы говорим про зависимость, здесь немного проще выявить и осознать уровень проблемы. Это явные формы чрезмерного употребления чего-либо: алкоголя, еды, спорта, сериалов, скандалов… Это «чрезмерное употребление» нарушает естественное функционирование человека как физически, так и социально. Страдает тело, здоровье. Снижается социализация, вплоть до полной ее потери: нет друзей, работы, денег, увлечений и желаний, отличных от употребления чего-либо. С созависимостью сложнее. Эта птица дивная, зачастую трудноуловимая, и подается в этой жизни, как правило, в «банкетном исполнении».

— Что значит в «банкетном исполнении»?

Фото: из личного архива Елены Карловой-Ильиной

Источник новости: Amur.info