Спектакль «Дракула» московского «Театра на Юго-Западе» прошёл в ОКЦ в рамках XXIII Фестиваля кино и театра «Амурская осень». Постановка ныне покойного режиссёра Валерия Беляковича рассказывает нам не столько об ужасе перед смертью, сколько о жажде жизни во всех ее как светлых, так и темных проявлениях.
Фото: Максим Будко
Режиссерское прочтение романа Брэма Стокера здесь максимально далеко от канонического. Знакомые персонажи Стокера обретают на сцене новые, иногда совсем неожиданные черты.
Так, актёрам едва ли удалось напугать кого-то из зрителей. Более того, Дракулу как следует не боятся и сами персонажи спектакля. Даже жуткие по своей первоначальной сути сцены зачастую пестрят шутками и развлекательными пантомимами, иногда немного затянутыми. И, хочется отметить, амурскому зрителю это по душе.
Дракула в исполнении Валерия Кудзина в спектакле – живой человек, пострадавший от несбывшейся любви. Он честно защищал святую церковь и родную землю, но в итоге потерял любимую и остался один на один со своей злобой. Это не монстр, а лирический герой, в котором кипят страсти.
Фото: телеграм-канал ОКЦ
Этот образ соответствует режиссерскому замыслу показать не столько спектакль-«ужастик», сколько рассказать философскую историю о природе вампиризма. Постигнуть основную мысль зрителю помогает доктор Ван Хельсинг в исполнении народного артиста России Олега Леушина. Именно он предлагает зрителю задуматься, чем так притягательны для нас истории о вампирах. Может, все дело в том, что в каждом из нас живет частичка зла? Может, мы бы и сами не прочь прикоснуться к тайне вечной жизни?
Фото: Максим Будко Фото: телеграм-канал ОКЦ Фото: телеграм-канал ОКЦ
Именно эту мысль через весь спектакль проносят для нас созданные режиссёром персонажи. Так, Джонатан Харкер, в романе Стокера изображённый мучеником, в версии Беляковича показан трусливым и алчным кривлякой, основная задача которого – смешить публику. Люси Вестенра, поразительно живо сыгранная Любовью Ярлыковой, прямо говорит, что ей наскучила светская жизнь, а любовь для неё не значит ровным счётом ничего. Она сама бросается в объятья Дракулы, чтобы постичь тайну бессмертия. Кается в своих грехах Ральф Мортон Рэнфилд, не выдержавший жизни в вечности, которой наградил его Носферату.
Фото: телеграм-канал ОКЦ Фото: Максим Будко
Единственное светлое и чистое, что есть в этом прогнившем обществе – любовь главного «злодея» и Елизаветы, которая переродилась через сотни лет в теле Вильгемины Мюрей. Мысль зрителю понятна, однако, рассказ о той силе, что противостоит тёмной сущности людей, выглядел довольно скомкано.
Особого внимания заслуживает сценография и работа со светом. Пространство сцены живет своей жизнью: минималистичные, но мощные декорации мгновенно переносят зрителя то в сумасшедший дом, то в опочивальню вампирши, то в кабинет Ван Хельсинга, а благодаря расставленным по сцене зеркалам тени оживают и становятся полноправными участниками действия.
Фото: телеграм-канал ОКЦ Фото: Максим Будко
Хочется отметить сильное музыкальное оформление, а также пластику актёров. Музыка задает пульс всему действию. Она то нависает гнетущей атмосферой, то взрывается карнавальным безумием. Звуковые эффекты используются виртуозно, заставляя зрителя вздрагивать и оглядываться. А движения актёров придают действию ещё больше динамики, все глубже погружая в готическую атмосферу рассказа.
Судя по реакции зрителей, амурчане оказались готовы ко всем нестандартным ходам и авторским экспериментам «Театра на юго-западе». Актеров провожали стоя и под крики «Браво!».
Фото: Максим Будко
Источник новости: Amur.info