«И зачем такое показывать? И так проблем в жизни хватает», – высказывались зрители в антракте спектакля Аси Соловьёвой «Мурлин Мурло». Попробуем разобраться, почему один из конкурсных спектаклей «Амурской осени» вызвал у амурчан неоднозначные впечатления.
Спектакль по пьесе Николая Коляды, написанной в конце 80-х годов прошлого года, рассказывает о жителях вымышленного города Шипиловска, который похож на все маленькие города сразу. От скуки они пьют, дерутся и мечтают о лучшей жизни. Здесь всего четыре улицы, люди вынуждены с утра до ночи батрачить на коксохиме, ветер периодически приносит в квартиры «запашок» с местной птицефабрики, а самое яркое событие – приезд цирка лилипутов. В общем, перед нами типичная хтонь конца 80-х и начала 90-х годов, которую так модно показывать нынче в сериалах.
Фото: Никита Печеник
В центре повествования, как понятно из названия, Мурлин Мурло – 28-лентяя Ольга. Она немного не в себе – не может работать, все время спит, книжек не читает, зато в темноте видит мультики и разговаривает с Богом. В исполнении Мариэтты Цигаль-Полищук персонаж получился неоднозначным – это юродивая, которая отрешена от мира сего и как будто даже возвышается над окружающей её грязью. Зрителю сложно понять, как такая одухотворённая героиня, пусть и не в своём уме, заимела в любовники агрессивного и сильно пьющего соседа Михаила, который регулярно поколачивает жену. А когда мы слышим от пьяной сестры, что и в драках Ольга нередко участвовала, так и хочется воскликнуть «Не верю!».
Зато абсолютно в характере перед зрителем предстает Инна – 35-летняя сестра Ольги, «весьма потасканная дама», как отметил в пьесе Коляда. Харизма Агриппины Стекловой, которая исполнила эту роль, просто зашкаливала – во многом благодаря ей первое действие прошло под дружный хохот зала.
Фото: Никита Печеник
И вот что интересно – несмотря на хабалистость, потасканность и вечную нетрезвость Инны, именно её становится по-настоящему жалко. Перед нами живой человек, который хочет счастья и в предложенных условиях добивается его, как может. Просто не умеет по-другому.
Кстати, то же можно и сказать о неотёсанном любовнике Ольги, которого сыграл Евгений Харитонов: Михаил честно говорит, что любит жизнь, и на работе живет, вспоминая бурные выходные. Он искренне радуется рождению сына и, желая утешить, обещает подарить Мурлин Мурло дефицитные колготки. Такого человека не жалко, ведь в нем жизнь бьёт ключом, но и фальши в его незамысловатых действиях не видишь.
Фото: Никита Печеник
А вот Мурлин Мурло в спектакле не хватило жизни – она настолько отрешенно относится к происходящему, что кажется, будто никакая грязь не может прицепиться к этому ангелу. Это сыграло не на пользу замыслу автора: когда с Ольгой происходит страшное, то жалость к ней просыпается только вполсилы. Раз до этого она спокойно принимала всю грязь Шипиловска, отвлекаясь на мультики в своей голове, то и теперь рано или поздно найдёт утешение.
Помогают лучше понять переживания героев киновставки, которые в особенно напряжённые моменты идут на заднем плане. Благодаря им даже с последних рядов хорошо видны эмоции, с которыми каждый из героев встречает «конец света». Главная героиня так и остаётся отрешено-одухотворенной, неунывающий Михаил даже в такой момент весел, а Инна, так хотевшая жить, уходит с облегчением.
Фото: Никита Печеник
Вот только неясно зрителю, почему приходит этот конец. В конце пьесы Николая Коляды Ольга отчаянно вопит Богу: «Приди ко мне, Бооооооог!». В постановке Аси Соловьевой этой сцены нет: конец приходит незвано-негадано, сам собой, и это кардинально меняет смысл.
Ведь если всё заканчивается разом и внезапно, разве можно надеяться на свет в конце туннеля? Совсем другое дело, если это юродивый, которого так долго обижали, попросил Бога помочь – и тот пошел ему навстречу.
Источник новости: Amur.info