Спектакль «Семейное счастие» по одноименной повести Льва Толстого – громкий показ в рамках внеконкурсной программы XXIII фестиваля кино и театра «Амурская осень». В прошлые годы в Благовещенск уже приезжали вахтанговцы и питерский театр «Приют комедианта». В этот раз легендарный спектакль, который идет уже 25 лет, показала Мастерская Петра Фоменко.
История семейного счастья и несчастья одновременно – это история 17-летней Маши, которая теряет мать и перестаёт радоваться жизни. Утешить её спешит друг отца Сергей Михайлович, который любит девушку отеческой любовью.
17-летнюю Машу играет 54-летняя Ксения Кутепова, однако, противоречия зритель не чувствует. Актриса буквально порхает по сцене, рисуется перед взрослыми как настоящий подросток, а позже – капризничает, как избалованная молодая жена. Сергей Михайлович, сыгранный 51-летним Алексеем Колубковым, вызывает гораздо больше вопросов, ведь в спектакле этому «отжившему старику» только 36 лет.
Фото: Наталья Поспелова
Тем не менее героев разделяет пропасть в 20 лет, и это удается показать. Сергею Михайловичу «только сидеть и хочется», жениться он уже и не рассчитывает. Однако пылкая Маша убеждает его, что любовь ещё возможна. Друг семьи опасается, что слишком стар для молодой жены, что она не видела жизни и влюбилась в него от скуки.
Как показывает время, он оказывается прав: поженившись, они едут в Петербург, где вихрь светской жизни затягивает Марию Александровну сначала на светские рауты, а потом и в заграничные путешествия, где она становится звездой местного общества, забыв о семье. Сергей Михайлович терпит ветреность жены, хотя и высказывает своё недовольство.
Фото: Наталья Поспелова
Переживания героини мы видим через её монологи, не лишенные кокетства и юмора, и все же рассказывающие о серьезных вещах. Психологизм, присущий перу Толстого, удалось с блеском передать актрисе – это девочка, желающая всего и сразу: родить детей, но не просиживать в детской целыми днями, выйти замуж, но блистать в свете, восхищая кавалеров. А какая современная женщина этого не хочет? Приходит мысль, что, несмотря на века, разделяющие нас с Толстым, в сознании человеческом ничего не изменилось.
Фото: Наталья Поспелова
Зритель прощает взбалмошной, но неопытной и добродушной героине Ксении Кутеповой её ошибки, так же, как прощает Машу и мудрый муж.
В финале ветреная героиня обвиняет супруга: «Зачем ты давал мне волю, которой я не умела пользоваться?» На что тот отвечает: «Ты сама должна была узнать и узнала». Получается все же, что «счастье – жить для других»: в течение спектакля Маша несколько раз отмахивается от этой мысли, но в финале приходит к ней сама.
Сложные предложения, так свойственные перу Толстого, логичны и глубоки, если читать их вдумчиво и неспешно. Режиссер ведет нас точно так же – неспешно, но не занудно, плавно, но не затянуто. Это дает возможность зрителю и улыбнуться, и погрустить, и задуматься.
Декорации на протяжении спектакля почти не меняются, сменяется только время суток: если начало отношений героев – это солнечный день, их развитие – это темная ночь, а потом и задумчивый вечер.
Фото: Наталья Поспелова
Развитие главной героини от юной девушки до искушенной светской дамы режиссер показал не столько через характер, который остаётся на протяжении всего повествования по-юношески задорным, сколько через смену костюма: если в начале это простая сорочка и лёгкая накидка, то в финале – шикарное платье в кремово-золотистых тонах, от которого невозможно отвести глаз. В этом шикарном платье Маша и возвращается в свой деревенский дом.
Композиция закольцована, в конце мы видим ту же умиротворяющую сцену тихого семейного чаепития. Правда, между двумя этими сценами многое изменилось, а значит, изменится и жизнь героев. Их, несомненно, ждет семейное «счастие», но уже совсем иного рода.
Амурчане ещё могут увидеть этот спектакль. Ещё один показ состоится в ОКЦ сегодня в 19:00.
Источник новости: Amur.info