В Приамурье придет передвижная выставка, посвященная строительству Амурской железной дороги

Как сообщили AmurNews в пресс-службе ЗабЖД, вчера в Музее истории Забайкальской железной дороги открылась новая экспозиция, посвященная строительству Амурской железной дороги. В этот день девяносто лет назад в завершающее звено Великого Сибирского пути был забит последний костыль. Сдача моста через реку Амур, протяженностью 2590 метров, открыла сквозное железнодорожное  движение от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Сегодня Амурской железной дороги нет на карте страны. Судьба ее интересна и непроста, как впрочем, и строительство. Государственные мужи начала века очень долго не могли решить, нужна ли дорога в Приамурье или страна вполне может обойтись без нее. Чиновников смущал дорогостоящий проект строительства, но вмешательство Председателя Совета Министров П.А. Столыпина решил исход дела в положительную сторону.

Подготовительные работы начались в 1906 году, и сразу же изыскательская группа столкнулась со сложнейшими условиями, в которых  предстояло возводить магистраль. Зимние морозы порой достигали отметки – 56 градусов.

Затем рассматривались варианты конечного пункта примыкания Амурской дороги к Забайкальской: Нерчинск или Куэнга.  В результате  государство сэкономило 2,5 миллиона рублей и сократило будущее строительство на 30 верст. А Нерчинск навсегда остался в стороне от главной железнодорожной линии.

Строительство дороги началось  в 1907 году. Оно было  поделено на три участка: Западный, Средний и Восточный. Работали над возведением магистрали в основном приезжие строители с Центральной части России и с 1910 года – арестанты. Как сообщают документы, заключенным, принимавшим участие в этих работах, сокращали срок. Также история рассказывает о том, что по всей протяженности магистрали строителям создавались максимально благополучные условия для жизни.

Именно здесь впервые в истории железных дорог стали применять механизацию, грузовую технику, экскаваторы. Также впервые прокладывались бетонные трубы с естественной теплоизоляцией. Тем ни менее, сложные условия работы унесли жизни 20 % строителей.

Последний восточный участок строительства был закончен 5 октября 1915 года. И ровно год понадобился строителям железной магистрали, что бы возвести мост через Амур, длиной  боле двух с половиной  километров. Так завершилось строительство Амурской железной дороги от станции Куэнга до Хабаровска.

В 1923 году Амурская дорога была расформирована. Одна часть отошла к Забайкальской магистрали, другая – к Уссурийской. В 1938 году в результате расформирования Уссурийской дороги вновь появляется Амурская железная дорога, а в 1959 году её 1564 км входит в состав Забайкальской железной дороги.

Подобная экспозиция является дебютной в истории дорожного музея. После 15 октября передвижная выставка отправиться в Амурскую область.