![]() |
|||
увеличить | |||
Амур.инфо приводит полную версию одной из рецензий, опубликованной в русскоязычной газете «В Новом Свете» автора Михаила Островского.
Ройте-Фелд Исаака Дунаевского
Принадлежность великого советского композитора Дунаевского к колену Израилеву в коммунистические времена не акцентировалась. Еврей, и еврей, музыку писал веселую, совсем на других не похожую, спасибо, не посадили в 1936 , не репрессировали в 1939, не расстреляли в 1952 по делу Еврейского антифашистского комитета. Правда, после его неожиданной смерти в расцвете сил, долго бродили глухие сплетни о самоубийстве, но дети и близкие утверждают, что это только сплетни.
Важно, что ровно сто десять лет тому назад родился великий композитор Исаак Дунаевский, музыка которого звучала в наших ушах и сердцах, начиная с пионерского отряда и заканчивая любым кремлевским концертом.
Но была у Дунаевского музыка, которая звучала почти из подполья. Его еврейские песни из кинофильма «Искатели счастья» не исполнялись по радио и телевидению никогда. Их напевали все, кому удалось увидеть кинофильм в 1936 году, после чего единственный советский фильм о драматической судьбе еврейских переселенцев на Дальний Восток был отправлен в сейфы, увидел экран еще раз только в шестидесятые годы, в период «оттепели», а потом снова исчез из проката.
И вот совершенно оглушительный сюрприз от режиссера Игоря Афанасьева и продюсера Марины Ковалевой. В рамках фестиваля «Русское наследие», десятого июня 2010 года, на сцене театра Милленниум будет показан музыкальный спектакль Амурского драматического театра « Искатели счастья».
История «короля подтяжек» Пини Копмана, стойкой еврейской мамы Двойры и ее детей, получила театральную жизнь на сцене дальневосточников в юбилейном году Исаака Дунаевского. И какую жизнь! Мне довелось пока что увидеть только видеозапись спектакля, которая обычно слабее оригинала, но смотрел я эту запись с чувством непередаваемого удивления и восхищения. Как? Как удалось режиссеру так увлечь русских актеров трагедией еврейских переселенцев из колхоза «Ройте-Фелд»? Как смогла народная артистка России Анна Лаптева сыграть еврейскую маму Двойру так, что вызывает подозрения семейная история актрисы? Где взял столько таланта и такта заслуженный артист России Роберт Салахов, сыгравший Пиню не карикатурным проходимцем, а человеком со своей внутренней драмой?
На экране скупые факты финала спектакля – заплаканные лица и шквальные аплодисменты русских зрителей. А до финала на сцене проходят парады на Красной площади, проплывают пароходы и проносятся поезда, увозящие переселенцев из Палестины в Биробиджан, происходят любовные встречи героев, изменяющие судьбы и ломающие стереотипы взаимоотношений русских и « нерусских». И над всем этим царит музыка Дунаевского. Режиссер использовал в спектакле хиты из многих произведений Исаака Осиповича, тут и знаменитый «Плач Израиля», и русские частушки и еврейские танцы, и знаменитая увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта», и все это в головокружительном ритме забытых приемов театра времен Мейерхольда и Михоэлса.
Зловещим контрапунктом звучит в спектакле голос Сталина, который не стесняясь призывает «собрать всех евреев в местах концентрации, посадить в вагоны и везти на Дальний Восток так, чтобы доехало не больше половины». Знакомая песня. Ее испытали на себе и гордый чеченский народ, и крымские татары, и украинцы, и прибалты, да что там говорить – и сами русские. Но из архивных документов, которые по замыслу режиссера стали частью этого спектакля, мы узнаем и страшную судьбу авторов кинофильма «Искатели счастья». «Григорий Кобец, автор сценария, приговорен к расстрелу, приговор заменен на десять лет лагерей», «Иоган Зельцер, соавтор сценария, погиб в Кроштадте», «Вениамин Зускинд, исполнитель роли Пини, соратник Михоэлса, расстрелян в 1952 году…» Простыми словами и средствами режиссер и актеры не оставляют равнодушным в зале никого.
Это не просто спектакль. Это культурный подвиг, который можно сравнить лишь с «Тевье-молочником», который уже двадцать пять лет играет Богдан Ступка на сцене театра Франко в Киеве. Многие критики пишут, что в Украине антисемитов стало меньше ровно на то количество зрителей, которое увидело Ступку в этой роли. Анна Лаптева достойна сравнения с Богданом Ступкой, а спектакль Амурского театра станет не менее значимым в вытеснении из сознания русских людей стереотипов антисемитизма.
Исход Исаака Дунаевского и Игоря Афанасьева в колхоз «Ройте Фелд» оказался потрясающим. Низкий поклон Марине Ковалевой, которая вместе с Афанасьевым на прошлом фестивале окунула нас в сто пятидесятый юбилей Шолом-Алейхема, а теперь в сто десятый Исаака Дунаевского. Должен заметить, что этот юбилей прошел в России незаметно, а по-настоящему его отметят только в Нью-Йорке, на ежегодном фестивале «Русское наследие», 10 июня 2010 года, на сцене театра Милленниум.
Вы помните эту песенку: «Ветер дует, дождь идет, Пиня золото несет…» Так мы таки пойдем на спектакль, или как?
Май 2010 года, Нью-Йорк.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/06/01/21.html