Волчье логово / Александр Ярошенко / Колумнисты

Через несколько часов пребывания в ставке Гитлера, начинает нестерпимо болеть голова. Кажется, что тебя переехали паровозом.

Через несколько часов пребывания в ставке Гитлера, начинает нестерпимо болеть голова. Кажется, что тебя переехали паровозом. Над энергетикой зверя не властно время…

Дорога

Одна из вечных российских бед обрывается у пограничного Багратионовска, за которым начинается ухоженная Польша. Аккуратная лента безукоризненной автострады петляет в окружении старых, еще довоенных деревьев, которые, как последние солдаты вермахта, стоят в бессменном карауле. Дорогущая иномарка польского вице-консула Катажины Гжехник со спринтерской лихостью наматывает ленту асфальта на колеса, радио сыплет шипучую польскую речь, пани консул ведет неспешный дипломатический разговор.

За окном мелькает ухоженный городок Кентшин, за которым через несколько зигзагов стоит суровый указатель Wolfsschanze, по- русски значит «Волчье логово».

Смрад, гробовая тишина, и кажется, что сам воздух давит на плечи могильной плитой…

Серые бесформенные цементные глыбы, поросшие густым мхом, из кривых расщелин кое-где прорастают тоненькие деревца – это останки фашистских бункеров.

Седой улыбчивый поляк пан Ян Островский ведет нас усыпанной опавшими листьями лесной дорогой, той самой, по которой несколько десятилетий назад ходил главный зверь ХХ века Адольф Гитлер.

Мины

– Я работаю здесь с 1959 года – с того момента, как окончательно разминировали это место, – говорит пан экскурсовод.

Свою ставку в Восточной Пруссии Гитлер начал строить еще до нападения на Советский Союз – в 1940 году. Место было выбрано просто идеальное – непроходимая тайга в окружении многочисленных Мазурских озер надежно прятала Адольфа. Было построено свыше ста суперпрочных бункеров и объектов.

Развороченное чрево каменного мешка, внутрь которого проникает узкая тропинка. Втискиваемся…

– Тут двойные стены по пять метров толщиной каждая. Чтобы все это взорвать, немцам при отступлении потребовалось по десять тонн тротила на каждый бункер, – поясняет гид, заведя нас в узкую нору бункера, принадлежавшего Геббельсу.

Смрад, гробовая тишина, и кажется, что сам воздух давит на плечи могильной плитой…

Попасть в ставку могли только наиболее проверенные и верные фюреру люди. Охрана была просто отменная. Свои жизни фашисты очень берегли…

Когда это место облюбовала и обустроила верхушка вермахта, то сюда незамеченным мог пролететь только многочисленный гнус с окрестных болот.

За десять километров до «логова» начинались минные поля (которые потом советские саперы проползли буквально на коленях), сверху ставку прятали густой лес и маскировочная сетка. Всю территорию постоянно фотографировали с воздуха. Более двух с половиной тысяч немецких солдат и офицеров стерегли покой своего фюрера.

Объект № 1

Бункер, в котором за время войны провел более 900 дней Адольф Гитлер, мало чем отличается от других. Серая коробка, поросшая мхом…

– Тут была своя автономная система энергообеспечения и вентиляции, а рядом с бункером находилась уютная беседка, в которой Гитлер любил пить чай, – со знанием дела поясняет пан Островский.

Рядом с бункером, укрывавшим зверя, как свидетели того времени сохранились старые дубы, еще не сбросившие листву, холодные и насупившиеся… Не удержавшись, отламываю от одного из них кусочек коры и незаметно «историю» кладу в карман…

Фюрер любил эту ставку и чувствовал себя здесь в полной безопасности. Рядом со ставкой располагался военный аэродром, прямо сюда вела железная дорога. К лидеру нацистов приезжали диктатор Муссолини, король Румынии и другие соратники.

Жизнь тогдашних «властителей мира» в Волчьем логове была скучна и по сегодняшним меркам даже однообразна, из развлечений – казино, из удовольствий – столовая и баня. Даже Ева Браун не приезжала сюда на свидания к своему Адольфу…

Тогда им казалось, что счастье полного господства над миром так близко: до советской границы рукой подать, и их армия уже покорила половину земного шара…

Покушение

Попасть в ставку могли только наиболее проверенные и верные фюреру люди. Охрана была просто отменная. Свои жизни фашисты очень берегли…

Но и здесь полковник Штауфенберг 20 июля 1944 года устроил покушение на Гитлера. Он незаметно пронес в зал совещаний чемодан со взрывчаткой, вместо фюрера погибли четыре человека, Гитлера спасла крышка от стола… Штауфенберга и еще пять(!) тысяч человек расстреляли и повесили…

– Меньше всего приезжает из России, много чехов и из Прибалтики…

Когда война неумолимо катилась на запад, фашисты перестали чувствовать себя в полной безопасности – советские бомбы стали долетать и сюда.

В январе 1945 года, понимая, что Красная армия неуловимо приближается к ставке, немцы приняли решение взорвать все ее многочисленные объекты. Земля тряслась несколько дней, мощность содрогания напоминала землетрясение. Тротил выжег логово.

Память

После войны эти территории отошли к освобожденной Польше, и эти места были отданы под музей под открытым небом, работники которого вспоминают, что раньше здесь в год бывало более трехсот тысяч туристов со всего мира. Сегодня людской поток сократился наполовину.

– Меньше всего приезжает из России, много чехов и из Прибалтики, – поясняет экскурсовод. Помолчав, добавляет: – Им визы не нужны.

Пробыв несколько часов в логове зверя, я почувствовал себя плохо. Нестерпимо разболелась голова, и казалось, что меня переехали паровозом…

Пани консул это предполагала. Не говоря ни слова, она привезла нас в соседнее село Святая Липка на мессу в католический костел ХVII века. Ксендз просил о Бога о чем-то по польски – незнакомо и в то же время очень понятно…

…За несколько километров от храма навечно поселилась рукотворная холодная смерть, а здесь несколько веков живет теплая Жизнь.

Как это все в жизни близко, как это все рядом…

Справка

Площадь «Волчьего логова» занимает 25 гектаров. Ставку строили приблизительно 2,5 тысячи человек. Построено было около ста объектов, это был настоящий город с двумя аэродромами, железнодорожной станцией, живший на полной автономии.

Здесь располагались свыше 300 фельдмаршалов, генералов и адъютантов. Свыше 1 200 солдат батальона эскорта Гитлера. Более 150 человек разведывательной службы и охраны СС.

Свыше 300 поваров, официантов, парикмахеров и прочей обслуги поддерживали безупречную жизнь ставки.

Поляки сохранили все так, как было в январе 1945 года. На объектах не написано ни одного нецензурного слова.

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/6816