95 лет назад родилась Нина Архипова

Она сыграла более сотни ролей на сцене и в кино, но больше всего зрителям полюбилась её Эржи из спектакля «Проснись и пой!». Всегда улыбчивая и жизнерадостная актриса никогда не скрывала свой возраст, наверное, потому что не чувствовала его. Её героини нежные, женственные и немного слабые. Этому образу она не изменяла и в жизни.

1 мая исполняется 95 лет со дня рождения замечательной актрисы Нины Архиповой.

В театр Сатиры она пришла в 1951 году. Признавалась, что именно здесь стала профессиональной актрисой. Своими фирменными ролями считала Шарлотту в «Наследниках Рабурдена», Иветту Потье в «Мамаше Кураж и её детях» и Бабушку в «Восьми любящих женщинах». Этот спектакль стал её последней работой в театре.

Театр Сатиры подарил актрисе не только творческое, но и личное счастье. Со своим супругом Георгием Менглетом Архипова играла на одной сцене около полувека: «Баня», «Клоп», «Дом, где разбиваются сердца».

Она жалела, что слишком мало снималась в кино. Впрочем, по словам актрисы, два значительных фильма в её жизни всё-таки были. Одна из первых картин – «Щедрое лето» – принесла ей признание, одна из последних работ – «Утомлённые солнцем» – получила «Оскар».

В одном из интервью говорила: «Судьба была и остаётся ко мне благосклонна. Я точно знаю, что такое счастье. Для меня это – дом и сцена».

***

В декабре 1914 года он был призван в армию, служил санитаром-носильщиком. Прошёл всю войну, получил Военную медаль и орден Почётного легиона. Именно во время войны он написал своё первое эссе «Космическая жизнь» – философские и научные размышления о мистике и духовной жизни. Позднее он написал: «Война была встречей… с Абсолютом».

135 лет назад, 1 мая 1881 года, родился Пьер Тейяр де Шарден. Философ, теолог, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы.

Он внёс значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию, создав своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.

***

Он называл себя самым счастливым человеком, потому что владел, по его мнению, самой лучшей на свете профессией. Он был актёром, который легко справлялся с разными жанрами, свободно чувствовал себя в любом амплуа. Лучший герой-любовник в Москве 1930-50-х, позднее стал мастером характерных ролей. При этом ему легко давались и водевильные персонажи, и трагикомические образы.

15 лет назад умер Георгий Менглет.

***

«Безумный день!» – так по-другому называется пьеса Бомарше, которую пушкинский отравитель Сальери предлагает перечитать Моцарту, «как мысли чёрные придут».

Премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» состоялась в Вене 230 лет назад.

По одним отзывам опера имела успех и многократно бисировалась. По другим – была встречена прохладно. Точно известно одно: через три года уже снятую с репертуара оперу вернули на сцену. Директором театра был Антонио Сальери.

***

«Сделайте же милость, дайте сюжет! Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради Бога, ум и желудок мой – оба голодают!»

Так взывал к Пушкину в октябре 1835 года Николай Гоголь.

Его просьба не осталась без ответа. 180 лет назад в Петербурге состоялась премьера комедии «Ревизор». Пьеса вызвала восторг у зрителей, среди которых был и Николай I.

Единственным недовольным остался сам автор: «Моё же создание мне показалось дико и как будто вовсе не моё. Главная роль пропала; я так и думал. Бог с ними со всеми! Мне опротивела моя пьеса…»

***

130 лет назад рабочие ряда американских городов вышли на улицы, требуя повсеместного введения восьмичасового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация на площади Хеймаркет в Чикаго, ставшие кульминацией акции протеста, закончились кровопролитными столкновениями с полицией.

***

Ровно 100 лет назад в Петербурге на углу Марсова поля и набережной Мойки открылось артистическое кабаре «Привал комедиантов». Интерьеры оформлял Сергей Судейкин. Постановочной частью под именем Доктора Дапертутто ведал Всеволод Мейерхольд.

Гостями были самые блистательные представители Серебряного века: Ахматова, Мандельштам, Шагал, Добужинский, Бенуа, Северянин, Маяковский и многие другие. Здесь устраивались кукольные представления, вечера поэзии, выступали с художественно-литературными докладами.

«Привал комедиантов» пережил две революции. Он не был закрыт официальной властью, а обветшал и «умер» естественной смертью. Роспись стен окончательно погибла во время наводнения 1924 года.

***

«Камера – это глаз в голове поэта… Фильм – это лента сновидений». Руководствуясь этими двумя тезисами, он создал фильм, явившейся революцией в истории кинематографа.

Картина, сюжет которой, по словам автора, представляет собой исследование жизни потерявшего память деспота, могла бы выглядеть банальной аллегорией, если бы не её феноменальное повествовательное и визуальное новаторство.

Самые решительные и смелые приёмы монтажа, подобные акробатическим трюкам, перепутанный клубок поступков, воспоминаний, ярких жизненный вспышек, собранных воедино магической силой кинозрелища.

«Всеми нововведениями я обязан собственному невежеству… – признавался режиссер, – Я сказал себе: камера должна сделать именно это. Я не знал, что это невозможно, и я продолжал настаивать».

75 лет назад, 1 мая 1941 года, состоялся один из самых поразительных дебютов в истории. 25-летний режиссёр, продюсер, сценарист и исполнитель главной роли Орсон Уэллс представил на суд нью-йоркской публики свою картину «Гражданин Кейн».

«Этот фильм потряс основы здания кинематографических традиций, – писал Андре Базен, – Его мрачный пессимизм и поэтический жар исходят из одного и того же источника. «Гражданин Кейн» – это «Король Лир» ХХ века».

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/05/01/110528