Эдуард Володарский родился 75 лет назад

Выпускник ВГИКа, по его сценариям снято более 80 фильмов, многие стали классикой российского кино: «Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Проверка на дорогах», «Торпедоносцы». Он также известен как автор театральных пьес. Самая первая из них – «Долги наши» – была поставлена Олегом Ефремовым во МХАТе и шла в 129 театрах СССР. Но широкую известность драматургу принесло, конечно, кино.

В этот день могло бы исполниться 75 лет одному из самых знаменитых российских кинодраматургов Эдуарду Володарскому.

Принципиальный, открытый, он на все вопросы – даже самые щекотливые – всегда отвечал прямо, порой даже резко. Про него говорили: обладает какой-то удивительной способностью не обходить острые углы – таким был в жизни, таким был и когда создавал свои сценарии.

Первые фильмы по сценариям Володарского оказывались на полках. «Проверка на дорогах» премьеры ждала 15 лет, картина «Мой друг Иван Лапшин» – девять. Это потом он скажет, что благодаря запретам чиновников приобрёл известность. Дальше будет стараться держать планку в любом жанре. Он создавал криминальные мелодрамы, психологические триллеры, социальные драмы, даже сериалы. Не боялся браться за то, что другим казалось неподъёмным: рассказывать о жизни Емельяна Пугачёва или купцов Демидовых, Грибоедова, Ломоносова. И одна из самых трудных работ – многосерийный фильм «Достоевский». 30 лет вынашивал замысел фильма о штрафных батальонах. Ему говорили, что такое кино никогда не появится на советском экране. Лишь в начале XXI века сценарий Володарского – «Штрафбат», наконец, нашёл своего режиссёра, а потом – и своего зрителя.

***

Её назвали самой красивой и самой богатой актрисой довоенной Москвы. В 1930-е годы не было человека, который бы не знал это имя. Валентина Токарская была звездой Московского мюзик-холла и разъезжала по городу в собственном автомобиле. Ею восхищались Зощенко и Горький, Ильф и Петров, Катаев и многие другие знаменитые писатели. Ей без боя сдался в шахматном турнире сам Капабланка. Яков Протазанов снял актрису в главной роли в сатирической комедии «Марионетки», с которой Валентина Токарская объехала весь Советский Союз. После закрытия «чуждого советскому человеку» мюзик-холла, Токарская перешла в Театр Сатиры, где вновь играла только главные роли.

Во время войны отправилась в армию в составе творческой бригады. Вскоре бригаду пленили. Из плена актриса вернулась домой лишь в конце 1945 года. Как многих советских граждан-бывших пленников, почти сразу её сослали в лагерь. Но и там она не бросила творческую деятельность – была актрисой и режиссёром музыкально-драматического театра «Воркутстроя» НКВД.

После освобождения, она вновь вышла на сцену Театра Сатиры и не покидала её до последнего дня. Играла в основном небольшие роли, эпизоды, всегда яркие, но не соответствовавшие таланту актрисы.

Валентин Плучек говорил: «К сожалению, я не мог ей предложить ничего достойного. Когда она просила меня позволить ей хотя бы молча постоять в углу сцены, я понимал, что всё внимание зала всё равно будет сосредоточено на ней. Валентина Георгиевна сама была человеком-театром».

Исполняется 110 лет со дня рождения актрисы Валентины Токарской.

***

70 лет назад родился Аркадий Драгомощенко – поэт, прозаик, переводчик.

Какая, собственно, разница? Между холодным и тёплым?

Между мутным стеклом, сквозящим проёмом, войной,

кирпичной стеной?

Вопрос в другом. Как мы могли, обладая знанием букв,

дыр, начертаний, устройства всевозможных картинок,

наконец, того, чего не выносят любители

филармонических залов, канн, перфорации, белых ночей –

Как удавалось нам восходить по ступеням

и спускаться (вот главное) вниз, не пользуясь ни одной.

***

«Женщина-праздник», «фейерверк» – такой её помнят поклонники и коллеги. Профессия обязывала её быть воплощением стиля – и на сцене, и в жизни она была безупречна, настоящая леди. В юности мечтала стать серьёзной камерной певицей, но судьба решила иначе. Впрочем, оперетту, которой посвятила всю жизнь, она считала не менее серьёзным жанром. Ведь на сцене, по её словам, нужно было петь, как оперной певице, танцевать, как солистке балета, играть, как драматической актрисе. Из этого сплава и возникла королева оперетты – Татьяна Шмыга.

5 лет назад ушла из жизни певица, актриса оперетты, театра и кино.

Про неё говорили: «Татьяна Шмыга – это оперетта, а оперетта – это Татьяна Шмыга». Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из «Летучей мыши», Диана из «Эспаньолы». Московской оперетте артистка отдала более полувека и овладела всеми секретами жанра, который, по её словам, как «шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу».

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/02/03/106688