“Простые вопросы”: Сергей Калищук

Рост численности медведей в Приамурье

Добрый вечер! Сегодня обилие медведей становится просто угрожающим для амурчан. Дело доходит до того, что косолапых видят даже в столичном Благовещенском районе. Сегодня гость нашей студии Сергей Калищук, председатель амурского общества охотников и рыболовов.

— Сергей Николаевич, здравствуйте.

– Здравствуйте.

— Что случилось в природе: откуда такое обилие медведей, что, наверное, уже скоро они подойдут к областному центру?

– В природе всё время так случается, животные, как и положено, размножаются. Единственное, что возросла численность, но на это повлияли несколько факторов, и не за один год.

— Давайте тезисно по ним пройдёмся.

– Во-первых, немаловажный фактор – снизилось количество охотников, которые непосредственно охотятся на данный вид животных.

— Почему?

– Это связано с несколькими факторами, один из которых – животное стало сложно добывать, осталось мало настоящих промысловиков, какие было в девяностые годы, когда в каждом районе их было десятки, а то и сотни. Плюс ко всему изменилось законодательство Российской Федерации в области охоты, например, уменьшились сроки охоты на животное данного вида. Если раньше охотились с первого августа и по 28 февраля, то сейчас время охоты поделено на два периода – два коротких месяца – осенний и весенний периоды.    

— Там наверху что-то не просчитали и не подумали.

– Посчитали, что медведь – это символ России, также в это время биологически самка находится в берлоге, производит на свет потомство.

— Негуманно убивать в это время.

– Негуманно, доброта и так далее. Но замечу, что это касается тех районов, где медведь не пересекается с человеком. Зверь опасный, хищный, всеядный, у него нет конкурентов, поэтому от его распространения, мы уже видели наглядные случаи, страдают люди. Это недопустимо.

— Сергей Николаевич, есть мнение, что медведи голодные, не набрали достаточного питания.

– Во-первых, чем больше численность медведей, тем меньше каждому из них достаётся. Во-вторых, пожары, которые прошли за последние десять лет, уничтожили ягодники. Необходимо три года, чтобы ягодник вырос вновь и стал плодоносить. Этого нет. В 2015 году мы наблюдали пять медведей в нашем благовещенском хозяйстве.

— Это много?

– По моему мнению, это очень много. В районе Новопетровки – в шести километрах – медведь напугал грибников. В Прядчино разрушены пасеки в пределах 8–10 километров.

— Амурское «Подмосковье», и медведь там уже хозяйничает.     

– Да, близко.

— Есть ещё мнение, что виноват человек. Потому что раньше засевались поля, расстояние между цивилизацией и природой было больше. Сегодня всё зарастает, и зверь этой грани не чувствует, поэтому ближе и ближе подходит к населённым пунктам.

– Люди в некоторой степени виноваты, но в большей степени виноваты люди, которые работают непосредственно в тайге. Из пищевых блоков выбрасываются отходы, помещения не закрыты и не огорожены. Доступность более разнообразного корма при минимальных затратах энергии привлекает медведя, он быстро этому обучается и приходит на это место. Отогнать его оттуда уже невозможно.

— Так и лес стал ближе к деревне, поля-то не стало, медведь этого не понимает.

– Для этого животного в принципе ни лес, ни поле не играют роли. Для них играет роль пища. Прежде всего любое животное движется к пище. Чем доступнее пища, тем дольше зверь там будет находиться. Отогнать его оттуда уже сложно. Недавно у нас прошла областная конференция, на которой было принято решение обратиться в органы государственной власти субъекта Федерации. У нас есть уполномоченный орган по охране, контролю и надзору за животным миром в области охоты. Чтобы при возникновении чрезвычайных ситуаций вопросы решались быстро и кардинально в соответствии с ситуацией. Ситуация уже назрела. Есть нападения на людей, значит, нужно передать полномочия субъекту.

— Чтобы быстро решали возникшую ситуацию.

– Конечно. Там работают специалисты, сеть руководители, проработавшие много лет, они разбираются в этом.

— Правду ли говорят, что медведь один из самых коварных, самых страшных зверей, которых знает тайга? В некоторых моментах даже страшнее тигра?

– Медведь очень сильное животное, на коротком расстоянии догоняет любое копытное животное с 15–20 метров. Никто от него не может убежать.

— Говорят, мол, косолапый, увалень, толстенький…

– Пушистый мишка.

— Можно погладить, красавчик.

– Всё это можно смотреть по телевизору и так далее. В реальной жизни это опасное животное. Дикое, невероятно сильное, поэтому крупному самцу тигр не помеха. У всех действует территориальный признак, а защищая свою территорию, не посмотрят ни на кого. Вес животного превышает 200 килограммов, можете представить, что при его весе значит человек. Ничего.

— Я слышал, что у медведя не развита мимика, поэтому по выражению его морды трудно понять, что он там замыслил.

– У медведя устойчивая психика и реакция намного быстрее, чем мы думаем. Когда мы смотрим на медведя, кажется, что у него округлая морда. На самом деле это узкий череп, вытянутый, как у собак. Всё остальное – это шерсть. Смотрим, и нам кажется, что он мягкий, пушистый и так далее. Действие, когда на таком расстоянии посмотришь глаза в глаза, то всё поймёшь.

— Под бородой лица не увидать.     

– Мысли там совсем не такие, что он придёт, полижет вас и на этом дело закончится.    

— Есть мнение, что медведь очень хитрый и коварный. Недаром в сказках ему чего только не наприписывали.   

– Медведь животное умное, очень пластичное. Охотники наблюдали десятки случаев, когда медведь стоит за деревом на задних лапах. Я и сам однажды наблюдал такое тоже. Его образ и особенности жизни в тайге, включая то, что он впадает в спячку, память проверяет, в общем, сложная характеристика поведения, обусловливают то, что он очень умный, очень хитрый. Если вы с ним встретитесь в тайге, и он посчитает вас за врага, соперника в период гона или кусок пищи, нападёт не задумываясь.

— Не дай бог, но если встретился с медведем, как правильно себя вести?

– Когда вы находитесь в тайге, лесу, собирая ягоды или грибы, желательно громко разговаривать. Даже не видя присутствия зверя, вы должны это делать по одной простой причине – если мы не видим, это не значит, что за нами никто не наблюдает. В десятках случаях за вами наблюдают. Вы должны громко разговаривать, сообщаться между собой. Как только увидели следы или затёски на деревьях, говорящих о том, что это территория медведя, остатки пищи, то желательно на этой территории найти место себе. Что касается непосредственной встречи с медведем, когда смотрите уже друг на друга…

— Что делать – убегать, замереть?

– Ни в коем случае нельзя резко убегать. Любое движение хищник воспринимает как то, что дичь от него удаляется, начнётся незамедлительное преследование. Поэтому этого делать нельзя. Можно громко говорить, любые другие действия в его сторону проводить нельзя. Можно тихонько отступать назад, но при этом не поворачивать лицо и смотреть в глаза тоже нежелательно. Любым животным смотреть в глаза нежелательно.

— Они воспринимают твой взгляд как вызов?

– Мы являемся таким же биологическим существом, как и медведь. В нашем взгляде, движении глаз можем видеть отношение к тому и другому. Поэтому даже не нужно мимики, глаза – провокация для любого животного. Смотришь в глаза, значит, не боишься, тем самым провоцируя его на вызов.

— Воспринимает как вызов.

– Воспринимает в качестве равного, а раз равный, то давай почешемся лапками, посмотрим, у кого когти длиннее.

— Поэтому не шутить.

– С таким крупным животным шутки неуместны.     

— Это были «Простые вопросы» для Сергея Калищука, председателя амурского общества охотников и рыболовов. Мы говорили о тайге, её хозяине и прокуроре – медведе. С медведем дружись да за ружьё держись. Всем добра и здоровья, берегите себя. До свидания. 

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2015/11/23/5997