Эксперты назвали три версии взрывной разгерметизации самолёта A321, разбившегося на Синае

Эксперты озвучили три основные версии крушения пассажирского самолёта A321 компании «Когалымавиа», разбившегося на Синайском полуострове в минувшую субботу, передаёт «Коммерсантъ». Стало известно, что лайнер развалился на части ещё в воздухе. По мнению специалистов, крупнейшая в истории современной России авиакатастрофа произошла из-за взрывной разгерметизации салона – корпус лайнера лопнул от резкого перепада давления на большой высоте. 

На вопрос, что стало причиной этой разгерметизации, ещё предстоит ответить. Так, по словам экспертов, нарушить целостность фюзеляжа могли ударная волна небольшой бомбы, заложенной в багаж лайнера; оторвавшиеся детали двигателя либо возникшие в несущих конструкциях усталостные трещины. Для установления точной причины катастрофы экспертам предстоит не только расшифровать показания бортовых самописцев, но и собрать все обломки Airbus, сделать их полную выкладку в ангаре и внимательно их осмотреть.

Как отмечает издание, Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», вылетевший из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург рано утром в субботу, через 21 минуту полёта набрал высоту 10 210 м и скорость 748 километров в час. Однако минутой позже лайнер «провалился» на отметку 8 649 м, а его скорость упала до 172 километров в час. То есть ,фактически Airbus к этому времени уже не летел, а падал. На 22-й минуте полёта  транспондер авиалайнера перестал передавать данные о параметрах полёта, а метка воздушного судна исчезла с диспетчерских радаров.

Вскоре выяснилось, что лайнер с семью членами экипажа и 217 пассажирами на борту – в основном это были жители Санкт-Петербурга, возвращавшиеся после отдыха на курортах Египта, – рухнул на территорию Синайского полуострова примерно в 100 километрах от города Эль-Ариш. Выжить в авиакатастрофе не удалось никому.

Северная часть Синайского полуострова считается вотчиной террористической группировки «Ансар Бейт аль-Макдис». В последнее время боевики этой группы, с которой много лет ведут борьбу полиция и армия Египта, присягнули на верность террористической группировке «Исламское государство» и даже объявили себя «синайской провинцией» ИГ. С учётом этого обстоятельства, а также прозвучавших в интернете заявлений ИГ о своей причастности к атаке на российский самолёт было высказано предположение о том, что лайнер мог быть сбит выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). В дальнейшем эту версию опровергли, отмечая, что Airbus летел на недоступной для ПЗРК высоте, а более мощными средствами противовоздушной обороны боевики-радикалы вроде бы не располагают. Однако, как полагают опрошенные «Коммерсантом» эксперты, полностью сбрасывать со счетов террористическую версию пока что рано.

Осмотрев с земли и воздуха место происшествия, египетские и прилетевшие для участия в расследовании российские эксперты установили, что обломки самолёта разлетелись на огромной территории, представляющей собой вытянутый эллипс длиной около 8 километров и шириной около 4 километров. При этом отдельные, относительно лёгкие части самолета вылетели далеко за пределы основного «пятна». По результатам проведенного осмотра представляющий российскую делегацию исполнительный директор Межгосударственного авиакомитета Виктор Сороченко сделал вывод о том, что разрушение Airbus произошло на большой высоте ещё в воздухе.

Издание отмечает, что субботнюю катастрофу можно сравнить с крушением Boeing 747 авиакомпании Pan American, произошедшей в декабре 1988 года возле шотландского города Локерби, в которой погибли 270 человек. Расследование тогда затянулось на три года, и, только разложив все обнаруженные фрагменты Boeing в ангаре, специалисты, по словам участвовавшего в процедуре российского эксперта, обнаружили в одном из листов обшивки фюзеляжа небольшое отверстие с выгнутыми наружу краями. Дыру размером с арбуз проделал в фюзеляже взрыв небольшой бомбы на основе пластита, замаскированной в транзисторный приемник и оставленной в чемодане одним из отказавшихся от полёта пассажиров. Этот человек – террорист из Ливии – в дальнейшем был установлен и осуждён к пожизненному заключению.

Локальный взрыв в багажном отделении не смог бы разрушить самолёт, однако это привело бы к неминуемой взрывной разгерметизации салона из-за резкого перепада давления.

Другой причиной нарушения целостности фюзеляжа, по мнению экспертов, могла стать усталостная трещина, возникшая, например, в шпангоуте фюзеляжа. В 2001 году, во время его эксплуатации в Египте, разбившийся Airbus, как было установлено, ударился о полосу хвостовой частью при посадке в аэропорту Каира. Этот инцидент, называемый в авиации «касанием пятой», привел к нарушению геометрии конструкции и летных характеристик лайнера.

Третьей причиной взрывной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. В случае так называемого нелокализованного разрушения турбины оторвавшиеся от неё лопатки, по словам специалистов, вылетают наружу с огромной скоростью и, двигаясь в одной плоскости, режут крыло и фюзеляж лайнера подобно диску пилы-болгарки.

Как бы там ни было, установить точную причину катастрофы египетским и российским экспертам будет непросто. Показания найденных бортовых самописцев дадут понять, как работали до катастрофы все системы самолёта, а также какие действия предпринимал экипаж.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/11/02/102333