“Простые вопросы”: Александр и Татьяна Титаренко

Тема: Разведение лотосов в Ивановке

Здравствуйте! Экскурсии на озеро в Ивановке, где растут редкие цветы лотосы, временно приостановлены. Природа и люди сделали так, что растения находятся не в самом лучшем состоянии. Сегодня у нас в студии Александр и Татьяна Титаренко, учителя географии,  руководители детской общественной организации «ОЙКОС», чьими усилиями лотосы и появились в Ивановке.

— Здравствуйте!

А. Т.: – Здравствуйте!

Т. Т.: – Добрый день.

— Что сейчас происходит с цветами?

А. Т.: – Необходимо пояснить, что озеро в Ивановке стало достопримечательностью и села, и района. Сюда съезжаются сотни туристов, а в воскресные дни доходит до тысячи. Это своеобразная амурская мекка, куда люди приезжают посмотреть на красоту и подпитаться энергией красоты, которой нам так недостаёт.  

— Почему сейчас не проводятся экскурсии?

А. Т.: – В субботу, 13 августа, всё было нормально, было большое количество туристов. Набежали тучи, и пошёл град, который длился почти 15 минут. Очень крупный. Листья лотосов над водой оказались просто сбиты градом, цветы, которые цвели, разбиты, остались только бутоны.

— По фотографиям видно, что на них дырки.

Т. Т.: – Вообще в этом году лотосы везде запаздывали цвести – и в Астраханском, и Хинганском заповедниках.  

— Потому что лето было дождливое, циклон за циклоном.

Т. Т.: – Во-первых, зима была бесснежная, не было снежного одеяла. Во-вторых, июнь был очень сырой и холодный, а в июле ночные перепады температур, а ведь это субтропическое растение.

— Капризное.

Т. Т.: – Да. Капризное, своенравное.

— Знаю, что люди тоже внесли свою лепту, а не только природа, град.

А. Т.: – Если говорить о людях, нужно делать разграничения. Для жителей Ивановки лотос превратился в почитаемое растение, которое охраняют и берегут.

— Как на Востоке.

Т. Т.: – Мы благодарны людям, что они нам постоянно помогают, нет ни одного безразличного человека. Мы не можем сутками смотреть за растениями, они же, если необходимо, остановят, сделают замечание. Трепетно относятся к цветам, как хозяева. Это наше, наш ивановский Арбат.

— А туристы как себя ведут?

А. Т.: – В то же время находятся туристы, в основном, как это ни странно, из Благовещенска, которые приезжают с единственной целью – своеобразный эгоизм – “Мне надо посмотреть”.

— Что они делают?

А. Т.: – Это главная беда современного поколения – селфи. Это селфи нужно сделать в обязательном случае, забравшись в озеро, ломая растения. Или взять рукой цветок – а он же хрупкий. Представьте, к вечеру цветок сломанный.

— Они очень хрупкие.

А. Т.: – Подойдёт один, второй, третий, десятый, сорок пятый. В итоге – к вечеру цветок сломанный. Такие происшествия встречаются не каждый день, но они отмечаются. Кто бывает на нашем водоёме, видит, что вблизи трава просто вытаптывается. Крупная неприятность произошла спустя сутки после непогоды – злополучного града. Мы утром, в начале десятого, приехали на водоём, чтобы посмотреть, что происходит с растениями, и увидели, как две довольно молодые женщины решили сфотографироваться. Они, ломая лотосы, по воде прошли в центр, где рос одиночный цветок.

— Зашли в воду?

А. Т.: – Да, прошли вглубь метров на двадцать. Сфотографировались в нескольких местах. В конце озера и своих детей запустили в воду, чтобы тоже сфотографироваться. На замечания не реагировали, грубили и хамили. Но, когда пришлось вызвать полицию, то они, увидев, быстро уехали.

— Что категорически запрещено делать на озере?

Т. Т.: – Когда приходим в гости, ведём себя как в гостях. Не каждый человек пустит на свой огород другого человека. Ивановцы пускают радушно, всегда встречают с улыбкой. Можно приехать, перекусить на траве, только нужно убрать после себя всё. Посидеть, посмотреть, подышать у цветов, особенно когда ветерок, очень прекрасный коричный запах. Очень чудесный. Можно полюбоваться на цветы, если они находятся у берега, но категорически запрещается их подтягивать к своему лицу для селфи.    

— Трогать их нельзя.

Т. Т.: – Опустите лицо, а не тяните за стебель. Он рвётся, ломается, и цветок, конечно, гибнет. Некоторые, бывают, ещё и вырывают. Жители видят, предупреждают, приходится вмешиваться полиции. Это водный цветок, он не может простоять более пятнадцати минут. Давайте вместе просто любоваться этим растением. Оно очень красивое. Если к нам приезжают гости, мы об этом проговариваем, что после трёх часов растение готовится ко сну.

— Когда цветы оправятся от града и варварства людей?

А. Т.: – Мы призываем людей быть культурными. Лотосы уже потихоньку восстанавливаются. Нужно, чтобы прошла неделя или дней десять. Наши прогнозы сбываются, поднимаются воздушные листья, они как бы перекрывают пострадавшие листья, бутоны новые распускаются, и озеро потихонечку приобретает свой вид.

— Когда возобновят экскурсии?

А. Т.: – Наверное, на следующей неделе.

Т. Т.: – Может и к концу недели, лишь бы ночной температурный режим не подвёл.

А. Т.: – Хотя экскурсии и не прекращались, люди и сейчас едут.

— Едут сами?

А. Т.: – Да, самостоятельно. Вчера было очень много народа, в воскресенье тоже.

— Место облагорожено, я помню, какое оно было раньше. Сейчас там лавочки, дорожки заасфальтированы, но ещё работать и работать. Если же это место становится амурской меккой, то в таких местах обычно присутствуют летние кафе, лавки с сувенирами. В общем, всё то, что есть в таких местах во всём мире. Идёт какая-то работа в этом плане, чтобы дальше заниматься развитием этой территории?

А. Т.: – В этом плане работа идёт. Но дело в том, что мы – просто общественники. Мы делаем всё это из благих намерений, от своего сердца, мы ещё и учителя. Учим детей доброте, любить прекрасное. В перспективе у нас планов много. Неоднократно на заседаниях организации «ОЙКОС» составляли проекты разного плана, даже представляли их в Москве на национальном водном конкурсе, были победителями. Но пока результатов нет.

— Деньги под проект выделялись?

А. Т.: – Пока нет. Нам приходится продолжать стучать.

— Вы стучитесь?

А. Т.: – Стучимся.

— Местная, областная власти принимают какое-то участие?

Т. Т.: – Планов много. У нас есть мост для брачующихся. А может, стоит делать символы – может, нас кто-то услышит – аист с ребёнком, скамеечку для пар, чтобы по обе стороны было посажено много растений. У нас там есть родник, мы разработали макет золотой рыбки, разработали проект фонтана, он сейчас обновлённый, но мы бы хотели, чтоб он был связан с лотосами. Мы хотим сделать на свободном месте японский сад, заасфальтировать дорожки, поставить побольше лавочек. Очень много задумок. Строилось и кафе, должно было быть, и интересная задумка – в администрации говорят, что средств пока нет.

— Это же вложения, которые окупятся, так как количество туристов постоянно увеличивается.

Т. Т.: – Пока, видимо, их нет.  

— Можно продавать сувениры, магнитики с цветком лотоса и надписью с названием села Ивановка. Каждый турист, приезжая куда-то, хочет оставить частичку чего-то себе на память. Не разговаривали с областными властями об этом?

А. Т.: – Мы хотим, чтобы на озере даже выплывали два чёрных лебедя. Мы биологи, мы этот вопрос решим. В прошлом году министерство экологии обещало нам помочь, но вопрос повис, я думаю, навсегда. Средств пока нет. Видно, это было сказано там, где просто нужно это было сказать. На этом всё приостановилось. Санкт-Петербург имеет адмиралтейство, Москва – Кремль, ну и каждое село должно быть не безликое.    

— Со своей изюминкой.

А. Т.: – Благовещенск имеет свою арку, а Ивановка должна иметь свой лотос. Пусть это будет наш бренд, наша визитная карточка. Если каждое село будет иметь свою особенность, будет сплочённость.

— Это объединяет людей.

А. Т.: – Это мининациональная идея на местном уровне, которое сплотит населения вокруг.

Т. Т.: – Зимой мы чистим озеро. В прошлом году у нас были тысячи лотосов, была огромнейшая плантация цветущих бутонов. Их было настолько много, что осенью мы не смогли подъехать и собрать семена. Мы зимой почистили озеро и собрали огромное количество сухих  коробочек – погремушек. Их можно продавать в качестве сувениров. Может, заключить контракты с цветочными магазинами.

— Деньги, получается, вот и лежат. Вы не предприниматели, вы учёные.

Т. Т.: – Нам предлагают делать сборы, население приезжает, организовать какие-то копилки. Мы просто с этим делом не хотим связываться.

— Спасибо большое.

А. Т.: – Приезжайте к нам.

— Хорошо. К сожалению, в жизни получается так, что мало создать красоту, её нужно ещё и сохранить. На это уходит очень много сил, средств и нервов. Благодарю, что вы приехали к нам в Благовещенск, приняли участие в программе. Надеюсь, что нас все услышали и поняли, как нужно вести себя на этом озере. Таким образом, будем воспитывать туристов в том числе.

Т. Т.: – А мы приглашаем всех к нам в гости и хотим, чтобы друзей лотосов стало намного больше. Чтобы это были не только ивановцы, а все амурчане. Этот цветок произрастал ещё вместе с динозаврами, хочется, чтобы к нему относились трепетно, нежно и с любовью.

— Это были «Простые вопросы», желаю всего хорошего, до свидания!   

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/09/12/6803