Герой не нашего времени / Александр Ярошенко / Колумнисты

На месте дуэли Лермонтова стоит густой запах мочи, там сегодня модно лишаться девственности и можно заработать копеечку.

На месте дуэли Лермонтова стоит густой запах мочи, там сегодня модно лишаться девственности и можно заработать копеечку.

«Халявка»

Трасса в Пятигорск постоянно забита разномастными авто, большая часть из которых спешат к крупнейшим на Кавказе оптовым рынкам (которые расположены в окрестностях).

Указатель к месту дуэли Лермонтова  приостанавливает немногих: местные попривыкли, транзитным – не до дуэли. Народ на рынки спешит…

Узкая, заковыристая дорога круто поднимается к подножью Машука, вокруг залежи мусора, слой пластиковых бутылок, пивных банок и прочего хлама. На месте дуэли Михаила Юрьевича стоит памятник, вокруг которого сидят четыре каменных грифа, стерегущих место гибели одного из великих талантов России…

Музей великого поэта пережил страшные месяцы оккупации немецкими захватчиками,  и даже тогда не пропало ни единого экспоната. Сберегли все для потомков…

При приближении  сразу сшибает резкий запах мочи – несет, как из занюханного привокзального сортира, видимо, у «поклонников» от чувств случаются приступы энуреза…

Стайка вертлявых пацанов, выросших как из под земли, жалобно заканючила: «Дядь, дай денежку…  Ну че, тебе жалко, дядь?» Потом «за сфотографировать»  пацаны бойко рассказывали о своем «околодуэльном» промысле.

– А че,  бывает в день до пятисот рублей зарабатываем. Особенно классная халявка, когда свадьбы у карачаевцев, они не жадные.

Курортники, или по-пацанячьи – «кефирники»,  – народ прижимистый и суют в основном жалкую мелочевку…

Девственность

Во все праздники, которые приходятся на теплое время года, место дуэли Лермонтова притягивает к себе разгоряченных  пятигорцев. Последняя фишка у молодежи – лишаться невинности в этом «охраняемом» государством районе. Так панибратски и говорят – трах у Юрьича.

Еще одно лермонтовское место в Пятигорске – это мемориальный музей-усадьба поэта. Белый глинобитный домик – последний приют поэта, в котором он прожил финальные два месяца своей жизни, откуда его и вынесли в последний путь.

Прямо в центре курортной зоны притаилась крошечная мазанка, крытая камышом. Двор утопает в цветах, пение птиц… Из окна примкнувшей коммуналки несется пьяное  южнороссийское  –  гэкающее.

– Г-галя, знаешь шо, а пошла ты в п…ду! – орал мужик прокуренным тенорком, Галя визгливо отбивалась в том же духе.

Пожилая смотрительница музея услышав «этажи», залилась краской:

– Уж сколько лет просим расселить этих алкашей, да толку никакого…

Узкая, заковыристая дорога круто поднимается к подножью Машука, вокруг залежи мусора, слой пластиковых бутылок, пивных банок и прочего хлама

Скрипучие половицы, выпуклые балки, беленые стены. Из подлинных вещей поэта сохранились только кресло и письменный стол. Остальное скромное убранство дома – вещи эпохи Лермонтова.

Посетителей в музее сегодня немного – два-три десятка человек в день, это уже счастье для лермонтоведов. В советские времена очередь на посещение расписывали на несколько месяцев вперед.

Музей великого поэта пережил страшные месяцы оккупации немецкими захватчиками,  и даже тогда не пропало ни единого экспоната. Сберегли все для потомков…

Зимой 1841 года охваченный отчаянием поэт писал:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ…

С той поры прошло более полутора веков, а  строчки актуальны и поныне, в том числе и по отношению к памяти самого Лермонтова.

Мистика

Имя Лермонтова окружено множеством мистических моментов. Приведу лишь «математические» примеры.

Годы жизни Михаила Юрьевича, как известно, 1814-1841. Через полувековые или вековые промежутки времени, связанные с датами рождения или смерти поэта, в стране происходят крупные перемены:

– 1914 год – началась Первая мировая война;

– 1941-й – в нашей стране заполыхала Великая Отечественная;

– 1964-й – сместили с поста «незыблемого и горячо любимого» Никиту Хрущева;

– 1991-й  – случился ГКЧП, фактическое время распада Советского Союза;

– 2014-й – Крым перешел под юрисдикцию России, и мы, похоже, на очень долго расплевались с Украиной. Похоже, что и не только с ней…

Так сошлось – привычно скажут скептики. 

Ну, не знаю…

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/6751