Мальчик для Раневской / Александр Ярошенко / Колумнисты

Фаина Раневская. Ее остроумные фразы растащили на цитаты, из них издали книги, добавив пошлости и заработав большие деньги.

Фаина Раневская. Точка. Другие слова не нужны. Ни про фантастический талант, ни про феноменальную популярность, ни про безграничную любовь народа. Ее остроумные фразы растащили на цитаты, из которых издали целые книги, куда добавили пошлости и заработали на этом большие деньги.

Кладбище

Артистка, не сыгравшая ни одной главной роли в кино, Британской художественной академией занесена в десятку лучших актрис ХХ века. Она была любима всей страной, но и  бесконечно одинока.

«Любят все, а в аптеку сходить некому» – это ее слова.

Самым преданным и родным существом для великой актрисы был беспородный пес Мальчик, которого она называла не иначе как «псина моя умная».

Донское кладбище столицы начинается сразу за оградой Донского монастыря: потухшие печи крематория, ровные ряды колумбариев и совсем немного могил. В московскую землю лечь – это тоже честь…

Узкие дорожки петляют меж захоронений в основном с еврейскими фамилиями, погост раньше так и называли «еврейским». Старые тополя, журчащий ручеек из ржавого крана, куцая скамейка у черного могильного камня, на котором написано «Фаина Георгиевна Раневская, народная артистка СССР». Годы рождения и смерти.

Она его любила до безумия

Ниже имя ее родной сестры – Изабеллы Георгиевны, умершей на двадцать лет раньше Раневской. Когда умерла Изабелла, Фаина сама выбрала ей место последнего покоя, поставила памятник из черного лабрадора и велела, чтобы ее похоронили в могиле с сестрой. Волю выполнили.

Могильный холмик утопает в живых цветах, видно, что сюда не зарастает та самая народная тропа.

Мальчик

На самом верху памятника застыла маленькая скульптурка мохнатой дворняги с умной мордой. Грустные, как у Раневской, глаза… Это ее Мальчик, околевший от тоски вслед за хозяйкой.

«Она его любила до безумия. Когда Раневская была на репетиции, он закатывал в гримерке такие истерики, что всем театром справиться не могли… Когда Фаина Георгиевна это слышала, у нее хватало сердце», – вспоминала актриса Валентина Талызина.

Преданнейший пес и его гениальная хозяйка. Через два десятка лет после смерти великой актрисы они встретились вновь у могильного камня. Встретились, чтобы не расставаться ни на время репетиций, ни на время спектаклей, сделавших актрису бесконечно одинокой.

«Спутник славы – одиночество» – это ее слова.

…У могилы Раневской растет раскидистая черная береза. В этой несочетаемости есть какое-то пронзительное сходство. Береза и – черная… Раневская и – одиночество…

Из биографии

Фаина Раневская (настоящая фамилия Фельдман) родилась в 1896 году в Таганроге. Начинала как актриса провинциальных театров, в кино не сыграла ни одной главной роли, но зрители ее запоминали и по эпизодам. «На крупных планах у Раневской особенно видны ее семитские черты», – так говорил тогдашний министр кинематографии Большаков.

Народная артистка СССР, лауреат Госпремии Союза ССР. Ее любили все: и дворовые пацаны, и генеральные секретари.

«Сняться в плохом фильме это все равно что плюнуть в вечность» – тоже ее слова.

Умерла в Москве в 1984 году.

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/6704