Миллион роз для японского подданного / Александр Ярошенко / Колумнисты

Мияниси Ютака – журналист, музыкант и композитор – больше 40 лет назад был потрясён тихим подвигом русских женщин, которые сохраняли кладбище японских военнопленных. 

Мияниси Ютака – журналист, музыкант и композитор – больше сорока лет назад был потрясён тихим подвигом русских женщин, которые в идеальном порядке сохраняли кладбище японских военнопленных. Он четверть века за это отдаёт «долги». Всё заработанное он тратит на благотворительность в России, на поддержку обездоленных и одарённых.

Мальчик из японского сада

Родители Мияниси занимались выращиванием яблок в своём большом фруктовом саду неподалёку от города Саппоро. Семья была большая, по-японски патриархальная и бесконечно трудолюбивая. В детстве мама нечаянно кипятком ошпарила руки маленького Мияниси.

– Она из-за этого всю жизнь чувствовала вину передо мной и меня, единственного из всех детей, учила музыке, – говорит Мияниси Ютака.

После окончания Второй мировой войны побеждённая Япония жила трудно. Мияниси решил, что самой прибыльной для него будет профессия экономиста. Поступил учиться на экономический факультет университета Хоккайдо. Вечерами бедный студент веселил ресторанную публику игрой на аккордеоне. Когда было время и вдохновение, он сам сочинял новые аккорды. После окончания университета экономист с душой музыканта пошёл работать на радио, он объехал практически всю Японию.

Открыв небольшой ресторанчик японской кухни в центре островной столицы, он много лет с японским постоянством почти всю прибыль тратит на благотворительность

– Мы искали народные таланты. Записывали самодеятельных музыкантов и певцов. Я у тех безмерно талантливых людей от земли очень многому научился, – вспоминает Мияниси-сан.

На дворе стояли пятидесятые годы ХХ века, и в Японии всё то, что было связано с СССР, ассоциировалось исключительно с тревожным красным цветом. Японские военнопленные, возвращавшиеся из сибирских лагерей, рассказывали холодящие душу подробности.

Душа в вязаной кофте

Летом 1974 года один из друзей предложил Мияниси съездить в туристическую поездку в СССР. Японский журналист категорически отказался от этой затеи.

– Тогда казалось, что в лагерь заберут сразу после пересечения границы. Но моя жена убедила меня съездить, она нашла аргументы в пользу того, что поездка будет интересной и познавательной, – улыбаясь, вспоминает Мияниси Ютака.

В Хабаровске они с другом пробрались на кладбище японских военнопленных. Туристы из Страны восходящего солнца пребывали в полной уверенности, что оно будет заброшено. Но их изумлению не было края, когда увидели ухоженные захоронения своих земляков. А когда заметили пять русских женщин, которые пололи траву между могил, то просто потеряли дар речи.

– Это были простые тётки в вязаных кофтах. Они нам сказали, что приходят сюда часто. Слова одной из них меня просто потрясли. Она говорила: «Это же простые солдаты, которых просто послали умирать не понять за что», – вспоминает Мияниси-сан.

Та встреча с русскими бабоньками на кладбище для японских солдат стала для него переломной: словно приоткрыла душу русского народа.

Между тем, жизнь подбегала к 1990 году, мягчел климат на дворе: впервые за все послевоенные годы теплоход с японскими туристами пришвартовался к сахалинском берегу. На том теплоходе был и Мияниси Ютака.

Их поселили в гостиницу, в номерах которой не было душа. Туристы ходили в общественную баню Южно-Сахалинска. Признаётся, что он ошалел от парной, дубового веника и ароматного чая, которым щедро поила их банщица. Говорит, что больше двадцати лет по всей России пытается найти ту волшебную траву, которая была в его первом русском чае. Но пока поиски не увенчались успехом.

Следующим большим потрясением от России для него стало посещение детского дома.

– Поразило, что дети были плохо одеты, с голодными глазами. А что такое витамины, там тогда не знали ни дети, ни взрослые, – говорит Мияниси Ютака.

У них с женой не было детей, и в душе у него саднило нереализованное чувство отцовства. Через несколько недель он вернулся в Южно-Сахалинск с коробками детского питания, лекарств и витаминов для маленьких сирот из казённого детства.

Пепельницы и мафия

Неожиданно ему поступило предложение обучать советский народ японскому сервису. Жена Мияниси владела сетью ресторанов, и понятие «сервис» было для него не чуждым.

Он стал заместителем директора одной из гостиниц Южно-Сахалинска.

На протяжении многих лет в этот день сахалинцы незаметно оставляют у входа в его ресторан десятки букетов: от дорогущих роз до не менее душевно-дорогих ромашек

– Тогда в Советском Союзе сервиса не было вообще. Для меня было настоящим шоком, когда посетители ресторана тушили сигареты прямо в тарелках. Пепельниц никто в глаза не видел, – улыбается Мияниси-сан.

Он из Японии привёз коробку пепельниц и долго пытался приучить официанток менять пепельницы. Часто не выдерживал и делал это сам, чем приводил полное изумление местную публику.

Практически всё, что зарабатывал, он тратил на нужды детей из детского дома. Ему хотелось довести их до порога взрослой жизни.

Одно из первых обращений о помощи поступило ему от …сахалинской милиции, начальник которой просил помочь купить партию наручников.

Он поднял на ноги весь департамент юстиции родного Хоккайдо, и груз с «браслетами» был доставлен в Южно-Сахалинск.

1992 год. Россия молодая шаталась, как пьяная баба. В гостинице, где жил и работал Мияниси Ютака, никого не боясь и не стесняясь, собиралась на сходки островная мафия. Её главарь, однажды похлопав его по плечу, вполголоса сказал: «Я всё узнал, ты помогаешь нашим детям. Живи и никого не бойся…»

В Японии их отношения с женой совсем расстроились – Мияниси всё больше и больше времени проводил в Южно-Сахалинске. Однажды он, продав в Саппоро дом, вёз в Россию крупную сумму денег, на которую хотел купить форму местным хоккеистам. В съёмной квартире его уже ждали… Избили и отобрали всё до копейки, преступников так и не нашли.

– А форму я всё равно мальчишкам купил, – машет рукой Мияниси-сан.

Открыв небольшой ресторанчик японской кухни в центре островной столицы, он много лет с японским постоянством почти всю прибыль тратит на благотворительность. Сколько спортсменов экипировано, сколько поездок на различные соревнования профинансировано! А кроме того – инвалидные коляски, лекарства для детской областной больницы, деньги для местных музыкантов, артистов. Занедужившим и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию… Проще сказать, кому он не помогал и не помогает!

Cакура его сердца

– Что остаётся после нас? Добрые дела и память, – философски рассуждает Мияниси-сан.

Несколько лет назад он подарил Южно-Сахалинску целую аллею сакуры. Триста саженцев этого символа своей страны он привёз на Сахалин, полностью оплатив все расходы на посадку и уход. Десять лет он на свои деньги покупает все ядохимикаты для обработки деревьев.

Он вечерами любит брать в руки аккордеон и играет «Миллион алых роз». Потому, говорит, что эта песня абсолютно про него

– Из трёхсот посаженых деревьев живёт большая часть. Русские стали понимать, как ухаживать за сакурой, я терпеливо все эти годы объяснял всё особенности ухода, – говорит Мияниси Ютака.

Две аллеи его сакуры высадили в Москве: одну – в районе ВДНХ, другую – на Воробьёвых горах.

– Сакура живёт намного больше, чем человек, люди будут благодарить и помнить, ведь наши хорошие дела живут дольше нас, – поясняет он.

В мае 2008 года депутаты Южно-Сахалинского Законодательного собрания единогласным решением присвоили ему звание «Почётный житель Южно-Сахалинска».

Он не скрывает, что когда узнал об этом, то в первую минуту просто не поверил, а во вторую – из глаз хлынули слёзы. Их, впрочем, он и не думал скрывать.

В последний день лета Мияниси-сан отмечает день рождения. На протяжении многих лет в этот день сахалинцы незаметно оставляют у входа в его ресторан десятки букетов: от дорогущих роз до не менее душевно-дорогих ромашек.

Он признаётся, что у него это самый счастливый день в году.

На вопрос, как вышло, что своё сердце он оставил в России, у него есть ответ:

– Это случилось сорок лет назад на японском кладбище в Хабаровске. Все благодаря тем женщинам в вязаных кофтах…

…А ещё он вечерами любит брать в руки аккордеон и играет «Миллион алых роз». Потому, говорит, что эта песня абсолютно про него.

Прямая речь

Сергей Надсадин, мэр Южно-Сахалинска:

– Мияниси Ютака – особый человек в нашем городе. Это человек большого сердца, его жертвенность на благие дела порой просто поражает. Трудно сказать, кому он не помогал. Жители города его любят, и он пользуется заслуженным уважением среди южносахалинцев. Он – единственный иностранец, которому присвоено высокое звание «Почётный гражданин Южно-Сахалинска».

  

Фото Сергея Красноухова

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/6601