«Никто не умрёт, но неудобно будет всем»: нейрохирург Кащеев о запрете на ввоз иностранных лекарств без рецепта

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект, запрещающий ввоз в Россию сильнодействующих лекарств без рецепта. Для ввоза лекарств, внесённых в утверждённые правительством списки, потребуются заверенные нотариусом документы со сведениями о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. 

Если бумаги составлены на иностранном языке, к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод. В социальных сетях тут же появилось множество комментариев о том, что новый закон ударит по пациентам с тяжелейшими заболеваниями, которые не могут получить нужные им препараты в России и вынуждены ввозить их из-за рубежа.

Ситуация не столь трагична, считает московский нейрохирург, кандидат медицинских наук Алексей Кащеев. «Этот законопроект, в случае его принятия, станет одним из многочисленных законов в сфере здравоохранения, которые на деле не соблюдаются», – уверен Кащеев.

«Теоретически, врач должен давать рецепт на сильнодействующее вещество, а не на торговое название. Если пациент хочет получить препарат по торговому названию – другому, которое не зарегистрировано в России, – российский врач не понятно как будет этот рецепт ему выписывать. То есть, скорее всего, делать этого он просто не будет. Во-вторых, не очень понятно, как и кто будет это все  проверять. Для того чтобы сверить все торговые названия препарата и его действующие вещества, нужно иметь фармацевтическое или медицинское образование, которым пограничник не обладает. Поэтому не понятно, как это будет выглядеть – что, будут вытряхивать сумку с лекарствами, которые человек везёт? Пациенты сейчас постоянно возят без всяких деклараций и препараты для химиотерапии, и обезболивающие, в том числе наркотические. Это связано с тем, что в России проблемы с целым рядом препаратов и те, кто могут себе позволить, возят их из-за рубежа.  Как правило, на таможне никто их не проверяет. Думаю этот новый закон тоже не будет соблюдаться на деле».

По мнению Алексея Кащеева, обсуждаемый законопроект – это очередной приём для имитации деятельности в области импортозамещения. «Мне не понятно, каким образом этот закон будет подстёгивать российских производителей, – признаётся врач. – Всё, что может их подстёгивать, это экономические меры. А это запретительная мера, которая на производительность никак не влияет».

«Я не понимаю смысла – кому это должно облегчить жизнь? Пациенту не облегчит, потому что он и так болеет, ему не до этого. Врачу тоже – потому что он теперь должен писать какую-то справку, которую он не знает, как писать, потому что такого прецедента не было. А его, оказывается, за это ещё и могут отругать – может, какая-то ответственность наступить. Например, я хочу выписать человеку препарат, который можно купить за рубежом. Я выписываю его торговое название, потому что хочу, чтобы мой больной поправился. Человек пересекает с этим препаратом границу, показывает его, оказывается, что я же виноват, что написал это торговое название», – объясняет Алексей Кащеев.

Перечень ядосодержащих препаратов достаточно велик – в него входят сильнодействующие препараты. «Речь идёт не о тех препаратах, которые незаменимы, – подчёркивает врач. – Речь идёт о том, что зарубежные препараты более качественные, чем российские. Поэтому, конечно, никто не умрёт от этого закона. Просто неудобно будет всем».

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/05/20/111304