Руководитель будущего НПЗ в Березовке: у нас будет уникальный продукт, и завод нужен государству

СМИ на днях распространили информацию, что советник президента ОАО «Транснефть» Игорь Дёмин заявил, что строительство нефтеперерабатывающего завода в Березовке – «виртуальная вещь». ИА «Амур.инфо» обратилось за комментарием к генеральному директору ООО «Амурская энергетическая компания» Александру Гордееву, который 27 апреля на совещании при президенте доложил о перспективах строительства завода и об уникальности продукции. В подробном интервью 5 мая Александр Владимирович выразил свою позицию, отметив – то, что завод нужен государству, давно подтверждено: «президент пожелал нам удачи и поручил полпреду Трутневу помочь с реализацией проекта».

Советник президента «Транснефти» Игорь Дёмин в интервью ИА Vostok.Today в конце апреля сообщил, что «Проект создания Амурского нефтеперерабатывающего завода противоречит интересам государства»; в беседе с корреспондентом он рассказал, почему, с его точки зрения, будущая гордость ТОР «Приамурская» останется на бумаге. В частности, по его мнению, Амурский НПЗ — «виртуальная вещь, которая существует лишь в сознании инициативщиков, которые выходят с этим проектом с 2011 года».

Генеральный директор ОАО «Амурская энергетическая компания» Александр Гордеев 5 мая в интервью ИА «Амур.инфо» прокомментировал появившуюся в СМИ информацию.

– Александр Владимирович, в интервью с советником президента ОАО «Транснефть» Игорем Деминым красной строкой проходит мысль, что проект нефтеперерабатывающего завода в селе Березовка противоречит интересам государства. Так ли это?

– Лучше всего на этот вопрос ответил 16 декабря 2015 года, на совещании здесь, в Благовещенске, полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Петрович Трутнев. Когда один из представителей «Транснефти» сказал, что завод не нужен, он ответил: «Кто вы такие? Почему вы решаете, нужен завод или не нужен? Вы акционерное общество». То, что завод государству нужен, уже давно подтверждено и постановлением правительства РФ «О создании ТОРов» с включением нефтеперерабатывающего предприятия, и постановлением Минэнерго. Министерство энергетики  включило завод в перечень строящихся объектов, а продукцию завода в баланс Российской Федерации. В КНР проект вошёл в перечень 150 строящихся объектов Великого шелкового пути. То есть оба государства давно сказали, что проект нужен. Игорь Демин тем временем заявляет, что завод противоречит интересам государства. Скорее всего, он противоречит интересам каких-то конкурентов, которые боятся, что появится завод, скорее всего.

– Нефтеперерабатывающий завод будет создавать серьёзную конкуренцию другим предприятиям?

– На самом деле нет. Я поэтому и удивился такой негативной статье. Мы никому не помешаем. На территории Дальнего Востока будем производить 1 миллион кубометров дизельного топлива в год – это всего 30 % процентов рынка. По бензину там 55 тысяч кубов, это вообще всего 4 % рынка. По нефтекоксу да, мы будем единственные в регионе его делать. Но и здесь, какая конкуренция? У нас в России нефтекокс никто не делает, его закупают.

– Представитель «Транснефти» обвинил вас в том, что 6 миллионов тонн нефти в год вы будете переправлять в Китай, что станете монополистами, а это тоже противоречит интересам России? Это так?

– Во-первых, мы частная компания и не имеем право продавать за рубеж чистую нефть, мы будем продавать нефтепродукты. Это разные вещи. Во-вторых, в КНР на экспорт пойдут не 6 миллионов, а 5,8 миллиона тонн продукции, это 78,2% от общего объёма, что мы будем производить. Продавать иностранному государству продукцию – не то же самое что продавать сырьё. Продажи бензина, керосина и других нефтепродуктов даже с учётом льгот, данных нам как территории опережающего развития, принесут в бюджеты всех уровней 13 миллиардов рублей налоговых поступлений в год. На заводе будет создано 1 200 рабочих мест. И это, называется, противоречит интересам государства?

– «Транснефть» утверждает, что нефти для завода в трубе нет. Из чего вы собираетесь производить нефтепродукты?

– В трубе ВСТО сегодня 80 миллионов тонн нефти. Она принадлежит многим организациям. ОАО «Транснефть» только транспортирует это чёрное золото. Часть нефти расписана. 30 миллионов тонн в год идёт в Китай на продажу. Примерно столько же принадлежит различным организациям. Но в резерве «Транснефти» есть ещё 22 миллиона тонн нефти, которые предполагается в будущем переправлять на завод «Роснефти», который собираются строить, по крайней мере, постановление правительства на этот счёт уже есть. Мы обратились к «Транснефти» с просьбой на время продать нам этот резерв. Почему? Потому что собственную нефть мы только разведываем. В Якутии купили три месторождения. Планируем, что к концу года оттуда около 2 миллионов тонн нефти поставим в государственный заказ. Так что у нас будет собственная нефть! И когда мы начнем её добывать, «Транснефть» и по всем законам будет обязана пустить нас в трубу. Мы хотим сделать врезку и построить трубопровод длиною в 60 километров из Белогорска в Березовку.

– Труба ВСТО для вас является единственной возможностью доставлять нефть к заводу?

– Вообще, у нас есть два пути доставлять к заводу нефть. Первый через трубу, он удобнее и экономичнее. Второй – по железной дороге. Железнодорожным путём, по предварительным оценкам, транспортировка 1 кубометра нефти будет обходиться дороже на 4 тысячи рублей, чем, если переправлять сырье по трубе. Поэтому с просьбой помочь нам договориться с «Транснефтью» мы обратились к президенту. Он согласился, поручил разобраться в этом вопросе Юрию Трутневу и даже оставил автограф с пожеланием удачи. Для врезки в трубу ВСТО есть условие – иметь свою нефть. Поэтому мы ведём переговоры о продаже с несколькими фирмами, имеющими нефть в трубе.  С одной компанией есть уже предварительная договорённость о начале поставки нефти с 2018 года. Так что объявление в СМИ того, что губернатор обманул президента – неправда! И какое безобразие имеется в виду? Разве это плохо, что появятся налоги? Рабочие места? Станет дешевле бензин и керосин?

– Бензин и керосин действительно станут дешевле?

– Сегодня мы авиационный керосин везём с Иркутской области. А раз мы его здесь будем производить, значит, в аэропорт будет поступать авиационное топливо дешевле! Значит, можно будет говорить о снижении цен на авиабилеты. Так что цепочка складывается благоприятная и для области, и для страны в целом.

– Александр Владимирович, с какого года существует проект нефтеперерабатывающего завода? Почему к его реализации приступили только сейчас?

– Проект нефтеперерабатывающего завода существует не с 2011 года, как рассказал в интервью Игорь Демин, а с 2004 года. Я ещё когда был заместителем губернатора Амурской области, подписал соглашение о намерении построить такой завод. Тогда трубы ещё не было. Планировали в Березовке построить большую нефтебазу, возить нефть туда по железной дороге, потом закачивать сырьё в трубы и таким образом поставлять на завод. Тогда возникло множество вопросов и финансовых, и связанных с транспортировкой. Прошло 10 лет много лет и в 2014 году проект, наконец, приобрел реальные очертания. Просто удачно всё совпало и дружественные отношения с Китаем, и создание территорий опережающего развития.

– Сколько денег уже вложено в проект, и сколько вы еще планируете вложить?

 Сегодня 2,7 миллиарда рублей уже вложено в проект строительства завода и 3,5 миллиарда рублей вложено в разработку месторождений нефти в Якутии. Проект в целом обойдётся в 120 миллиардов рублей. В июле мы завершаем по заводу проектные работы и сдаем документы на госэкспертизу. Я думаю, что к сентябрю мы приступим к строительству. Ввод нефтеперерабатывающего завода запланирован на 2019 год. Кстати, инфраструктуру мы подготовили. Восстановили заброшенный военный городок для проживания строителей и сотрудников завода, сделали там столовую на 400 мест.

– Если вдруг вы не успеете к моменту пуска завода взять резервную нефть в трубе или освоить собственные месторождения, что будете делать?

– Если мы вдруг все это не успеем, мы купим нефть. С этим проблем никаких нет. Сегодня более ста компаний в России добывают чёрное золото. В трубе там 7-8 компаний примерно. Все организации перевозят сырьё по железной дороге и продают. Так что подключение к трубе для нас не критично. Дадут врезаться – прекрасно. Нет, завод все равно будет функционировать.

– Расскажите подробнее о продукте, который будите производить?

– Продукт у нас будет выходить уникальный. Мы первые в России начнём перерабатывать нефть на 97 %. Из тонны нефти будет получаться 970 килограммов продукции и только 3 % или 30 килограммов, так называемых отходов, таких как газ. Кстати, газ мы можем пустить на отопление Березовки и даже готовы за свой счет газифицировать село. Нефтекокс будет уходить на металлургический завод. Так что получится почти безотходное производство.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/05/05/110691