Путь на вершину / Александр Ярошенко / Колумнисты

Мальчик родился с тяжёлой формой ДЦП, врачи советовали оставить его в детдоме. Но Кирилл освоил велосипед, квадроцикл и даже сноуборд. И первым в мире стал участником ХI паралимпийских игр по сноуборд-кроссу.

Мальчик родился с тяжёлой формой ДЦП, врачи советовали родителям оставить его детском доме. Доктора не учли характер Кирилла. Благодаря ему парень освоил велосипед, квадроцикл и даже сноуборд. Он первым в мире с таким диагнозом стал участником ХI паралимпийских игр по сноуборд-кроссу.

Точка опоры

Это самое настоящее чудо – смотреть, как Кирилл Финкельман мчится на сноуборде с крутого заснеженного склона. Одна рука плотно прижата к туловищу, вторая – отведена в сторону, пружинистый корпус «ловит воздух» и держит баланс.

– Ну, едет же! Он сам, интуитивно, нашёл свою точку опоры, – восклицает Геннадий Финкельман, отец паралимпийца.

Кирилл появился на свет с врождённым недугом, имя которому ДЦП. Это когда ядро болезни находится в головном мозге и мешает человеку жить: сложно ходить, зачастую мучительно трудно совершать элементарные движения. Руки, ноги, голова не подчиняются воле человека или почти не подчиняются.

Ведь при детском церебральном параличе человеческий организм понятия не имеет, что такое нормальная координация движений.

…Кириллу в этой запредельно сложной ситуации повезло дважды: с родителями и характером – он у мальчишки крепче стали.

Ещё задолго до школы они с мамой из картонок вырезали буквы, по ним складывали слоги и такие труднопроизносимые слова. Кириллу было лет пять, когда он вечерами с отцом стал ходить в «кругосветные путешествия». У них это означало пешком дойти до ближайшей речки или окрестной сопки. Мальчишка в те «кругосветки» ходил стоически, превозмогая и преодолевая каждый метр.

– Это характер! Он у него всегда был, а мы его помогали развивать, – говорит Валентина Николаевна, мама Кирилла

Вопреки диагнозу и уверениям врачей, он научился кататься на трехколёсном велосипеде, с которого его как-то столкнули жестокие сверстники. Ударился до сотрясения мозга, а едва выйдя из больницы, Кирилл освоил двухколёсный велосипед.

– Это характер! Он у него всегда был, а мы его помогали развивать, – говорит Валентина Николаевна, мама Кирилла.

Как-то они с отцом поехали в Японию, надеясь пройти углублённое медицинское обследование. Но не хватило денег… В свободное время, ожидая отправки теплохода, Кирилл выдавал почти цирковые па на велосипеде. Ошалевшие от недетского мужества японцы надарили мальчишке с десяток велосипедов.

Допустить ребёнка-инвалида на первые соревнования по велоспорту организаторов уговорил отец Кирилла. Малец тогда сумел пройти только один круг и совершенно неожиданно для себя получил первый в жизни приз – будильник на батарейке и – оглушительные овации участников и судей соревнования.

Кстати, приз и сегодня показывает точное время. С той поры мальчишка заболел велосипедом: он вместе с отцом стал участником десятков труднейших велопробегов по острову. Чего стоит одна его поездка из города Охи до Южно-Сахалинска: 960 километров за семь дней труднейшего пути.

– Было очень тяжело, болело всё, что только может болеть. Но я это преодолел, – улыбаясь, вспоминает Кирилл.

Догиня-берегиня

Дети, как известно, народ жестокий. Кирилл Финкельман часто бывал объектом подлых смешков и тумаков своих сверстников.

Самым преданным другом детства Кирилла была большая и сильная собака породы дог. Когда она рядом, никто не смел мальчишку тронуть пальцем

– Всё у нас было! Слёзы и полное нежелание ходить в школу. Мы всегда старались закалить его дух и характер, – вспоминает мама Кирилла.

Самым преданным другом детства Кирилла была большая и сильная собака породы дог. Когда она рядом, никто не смел мальчишку тронуть пальцем. Если кто его пытался обижать, Кирилл приходил домой, звал четвероногого друга, и обидчиков простывал след…

Однажды Кирилл попросил мужа старшей сестры помочь ему научиться кататься на сноуборде.

– Бери и катайся, – по-простецки ответил ему зять.

Первые спуски Кирилла были кувырком: он падал, едва начиная движение. ДЦП коварен тем, что в различных группах мышц возникают внезапные, совершенно не контролируемые движения.

– Я каким-то чудом нашёл равновесие и к концу первого сезона уже свободно катался, – вспоминает спортсмен.

Он упорно карабкался в гору, сбивая до мяса колени, локти, прокусывая до крови губы ради нескольких минут победно свистящего ветра в ушах…

Кирилл стал своим человеком в областной федерации экстремальных видов спорта. Они уезжали в труднодоступные горные районы Сахалина. Порой ему приходилось несколько дней на снегоступах подниматься на вершину, спать в палатке и питаться всухомятку только ради одного спуска. Одного, но зато какого!

– Ощущение адреналина в крови – это чувство словами не передать, и ради него стоит карабкаться в любую гору, – признаётся Кирилл Финкельман.

 Для меня само участие в паралимпийских играх – уже победа

Его «птичьим полётом» были тренировки на склонах Эльбруса – с деньгами для поездки на Кавказ помогли областные власти.

– После тех тренировок мой спортивный уровень заметно поднялся, ведь на Эльбрусе крутые склоны и много внетрассового катания, – говорит Кирилл.

Поддержка острова

В октябре 2013 года Кирилл работал и тренировался на знаменитом сахалинском курорте «Горный воздух». Там, на вершине, его и застала весть о том, что сноубординг впервые включён в программу ХI Параолимпийских игр в Сочи.

– Я в ту же минуту решил, что это – мой шанс, – вспоминает Кирилл Финкельман.

Дойти к олимпийской высоте ему помогали десятки людей. Через пару недель у Кирилла с отцом уже были куплены билеты, а в загранпаспортах стояли шенгенские визы из посольства Голландии.

Там спортсмен прошёл строгую отборочную комиссию, которая сказала ему своё профессиональное «да».

–Кирилл – это первый случай в истории параолимпийского движения, когда в соревнованиях по сноубордингу участвовал человек с таким диагнозом. У него в соперниках были спортсмены на протезах, с ампутированными конечностями. Но им, несомненно, легче, – говорит отец Кирилла.

Когда в олимпийском Сочи шли заезды сноубордистов, на Сахалине был ранний вечер, казалось, что весь остров, затаив дыхание, болел за Кирилла.

Поддержка тысяч земляков была для него самой большой наградой.

Кроме гор и Олимпийской выси Кирилл покорил параплан и квадроцикл. Говорит, что за ощущение чувства полёта можно отдать если не всё, то многое

Тогда Кирилл не поднялся на олимпийский пьедестал сильнейших. Спустя два года он справедливо заметил: «Для меня само участие в Параолимпийских играх – уже победа».

Тот год стал для Финкельмана счастливым: Кирилл встретил свою судьбу. С Александрой они познакомились в Интернете, после непродолжительной переписки решили встретиться. Он честно говорит, что волновался страшно…

Их симпатия переросла в чувства, и Саша стала его женой.

– Кирилл её влюбил в себя духом, характером и бесконечной надёжностью, – с уверенностью говорят друзья параолимпийца. В декабре 2014 года у них родилась Сонечка.

– Я когда её в роддоме первый раз увидел, то сразу понял: она – красавица, а никакой там не красный комочек, – широко улыбается счастливый отец.

Кроме гор и Олимпийской выси Кирилл покорил параплан и квадроцикл. Говорит, что за ощущение чувства полёта можно отдать если не всё, то многое…

Сегодня Кирилл Финкельман заочно получает высшее образование, работает программистом и тоскует по горам – у него пока мало времени на тренировки.

   

Фото Сергея Красноухова

Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/6473