“Простые вопросы”: Антонина Фомина

Детская неврология

В России около 70 % школьников имеют психические аномалии развития и расстройства. Об этом на днях в федеральных средствах массовой информации заявил главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. Какова ситуация в Благовещенске, об этом сегодня поговорим с  Антониной Гранитовной Фоминой, заведующей отделением неврологии детской городской клинической больницы.

— Здравствуйте!

– Здравствуйте.

— Вы согласны с такими цифрами?

– Наверное, соглашусь, что заболеваемость детей болезнями нервной системы достаточно высока, но из года в год она не растёт, а остаётся практически на одном уровне.

— Цифра на самом деле пугающая.

– Есть тяжёлые патологии, а есть патологии пограничные, которые не мешают этим детям жить, развиваться, расти, стать родителями.

— У нас здоровее дети сельские или городские?

– По моему опыту, я смотрела детей из Пояркова и Михайловского района, обратила внимание на то, что из 75 осмотренных детей всего двоих направили в стационар.

— Как обстоят дела в городе?

– Больных городских детей на порядок выше, которые требуют определённой коррекции.

— Хотя, казалось бы, у нас доступно обследование, есть поликлиники. Почему так происходит?

– Сельские дети здоровее, потому что у них, наверное, есть режим. Наши городские дети режим практически не соблюдают. Особенно это касается сна, дополнительных занятий, нагрузок. Есть дети, которые посещают по пять секций одновременно. Родители говорят, что ребёнку нравится, что его это не тяготит, но всё равно истощаемость организма есть, предел допустимого резерва.

— Если говорить про учебные нагрузки, насколько прослеживается взаимосвязь? Ведь не секрет, что ребёнок пошёл в школу к восьми утра, включая начальные классы, и только в семь вечера может прийти домой.

– Если ребёнок пошёл в школу в полные семь лет, он готов к этой нагрузке.

— До семи лет в школу отправлять не нужно?

– Нет.

— Любого ребёнка? Даже если он умеет читать, писать и посещал школу раннего развития?

– Нет, школьная зрелость наступает в полные семь лет. Не стоит отправлять ребёнка в школу в шесть с половиной, потому что, к сожалению, опыт показывает, что дети не готовы с шести лет идти в школу. В семь лет он может высидеть все уроки, запомнить и уяснить всю информацию. В шесть лет ребёнок не готов к школе, только единицы и если это девочки. Не видела ни одного мальчика, который бы в шесть лет пошёл учиться, и всё было хорошо.

— Какие неврологические заболевания находятся на первом месте?

– Минимальные мозговые дисфункции, которые своими корнями уходят в перинатальный период – когда рождается ребёнок, сам период родов, состояние после рождения.

— Как это проявляется?

– Самое лёгкое проявление – синдром дефицита внимания.

— Гиперактивные дети?

– Да. Может быть достаточно хороший интеллект, но из-за внимания гиперактивность и импульсивность у них на первом месте. Могут всю информацию уложить в себя за сорок пять минут, а потом начинают ложиться на парту, отвлекаться; то забудет учебник, то форму.

— Наблюдаются задержки в речевом развитии?

– Из года в год их всё больше.

— Почему такая тенденция?

– Влияет, как женщина вынашивает беременность, как проходят роды.

— Гинекологи говорят, что с каждым годом всё хуже.

– Наверное, да. Женщина должна готовиться к рождению ребёнка, а не так, что раз, два – и уже беременная. Подготовка к рождению ребёнка должна быть обязательно – как для женщины, так и для мужчины.

— Влияет ли возраст матери? Есть женщины, которые родили одного-двух детей в молодости, а потом либо второй брак, либо ещё какая-то ситуация – и решаются родить, когда им уже за сорок.

– Таких случаев всё больше и больше. В связи с программой, связанной с материнским капиталом, женщин к нам стало приходить больше. Не скажу, что дети у них хуже, но у части рождаются с серьёзной патологией. Все знают о риске развития болезни Дауна у детей, рождённых матерью после сорока лет.

— Какой возраст считается наиболее подходящим для деторождения?

– Раньше был канон, что женщина должна рожать до 28 лет.

— Всех детей, которых она планирует?

– Да, а у мужчины организм считается более здоровым до 32 лет. Говорим про Россию.

— Если говорить о задержках речевого развития, когда родители должны забить тревогу?

– В год, когда уже ребёнок осознанно говорит «мама», «папа».

— Обращения.

– Также «на», собачку называет «ав», кошку – «мяу», либо какими-то другими схожими звукоподражаниями, словами. Если до года и девяти месяцев ничего не появляется, а в этом возрасте уже должна быть фразовая речь – «дай мне», «пойдём гулять», «Это чё?», как спрашивают дети, то ждём ещё до двух лет и четырёх месяцев. Если в 2,4 года нет фразовой речи, то однозначно надо идти к неврологу, не ждать трёх, четырёх лет. Некоторые говорят, что «а, пройдёт, перерастёт».  

— Заговорит.

– Не перерастёт и не заговорит. Это уже требует специального лечения. Мы начинаем обследовать и находим проблему кровотока, другие проблемы. К счастью, основная масса детей излечивается, они начинают хорошо говорить. Нужна работа с логопедом, а их у нас в городе не хватает, в том числе логопедических групп. Лет десять назад с речевыми задержками в отделении находилось человек пятнадцать, а сейчас это человек двести детей, которых мы пролечиваем. Можно было бы и ещё брать, но отделение не резиновое, всех взять не можем.  

— Вы помогаете детям с диагнозом ДЦП. Таких детей становится больше? Как обстоит ситуация с этим заболеванием?

– Заболеваемость остаётся на прежнем уровне, как и по России в целом. Мы не в лидерах, показатели составляют 2,8 – 3,6 на тысячу населения. Детей сейчас лечим больше, потому что взяли на себя всю область. В городе у нас 110 детей с заболеванием ДЦП. Каждый год появляются новые, в основном это недоношенные дети. На сегодняшний день существуют очень хорошие программы лечения ДЦП.

— «Альфа-канал» участвовал в благотворительном марафоне «Крылья», приглашались кинезиотерапевты из других регионов. Как-то сейчас работаете в этом направлении?

– Я недавно вернулась из Тюмени, была в центре реабилитации детей с ДЦП, где работа идёт в команде. У нас она, конечно, немного разорвана – неврологи отдельно, ортопеды отдельно, ортезисты отдельно, транспортные средства отдельно.

— В ближайшем будущем рассматривается какое-то взаимодействие?

– Сейчас налаживаем эти связи, потому что поставить ребёнка на ноги можно только в команде. Работать надо 24 часа в сутки. 6 часов ребёнок должен сидеть ровно в одной симметричной позе, должна быть коляска. Надо работать с соцзащитой, чтобы они выдавали нормальные транспортные средства. Ортезисты должны давать установку стопе, спать только в туторах, мышцы должны работать 24 часа, что, к сожалению, у нас не выполняется. Поэтому видим сколиозы, грубые деформации. В Тюмени таких детей единицы, они работают по европейским стандартам. Надеюсь, что мы тоже сможем.

— Кто должен выступить координатором этого взаимодействия?

– Должна быть группа инициативных людей, скорее всего, это буду я. Наши ортопеды тоже горят желанием, но в условиях больницы пока нет возможности, допустим, изготавливать те же тутора. Хотя Тюмень работает на наших российских материалах.  

— Что мешает? Нет денег, времени, людей?

– Наверное, всё упирается в финансирование.

— Подводя итог нашей беседы, действительно ли детей, которые имеют отклонения в развитии, становится всё больше? В Амурской области, Благовещенске?

– Честно сказать, не вижу, что их стало больше, но 70 процентов – это много, но не критично. Из них детей-инвалидов не так много. Как говорил один психолог, что здоровье детей зависит от счастья их родителей. Поэтому хотелось бы пожелать родителям, чтобы они были здоровы и счастливы, тогда у них будут здоровые дети.

— И вовремя обращаться к врачу.

– И вовремя обращаться к специалистам.

Спасибо. У нас в студии была Антонина Гранитовна Фомина, заведующая отделением неврологии детской городской клинической больницы. Мы говорили о том, какие болезни есть сегодня у современных детей. Я рада, что не всё так страшно, как может показаться на первый взгляд. До свидания.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2015/11/16/5977