“Простые вопросы”: Татьяна Бедёрина, директор Центральной детской школы искусств, руководитель хора «Детство»

Ведущая — Наталья Шлямова:

Это «Простые вопросы», здравствуйте. Этот детский коллектив является одной из визитных карточек Благовещенска. Да что там Благовещенска, очень часто он в единственном числе представляет Россию и выигрывает золото. Вот и на днях медаль высшей пробы хор привёз с мировой хоровой олимпиады. Как это у них получается, расскажет руководитель хора «Детство» Центральной детской школы искусств Татьяна Леонтьевна Бедёрина.

– Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Ну что ж, вот все подтверждения этой победы – диплом, медаль, дайджест об участниках конкурсах. Как там было в Латвии?

– В Латвии замечательно, очень много было хоров. 87 стран мира и более 500 хоров, совершенно разные.

– Обширно. Можно сказать, как Олимпиада в Сочи почти!

– Потому она и олимпиада. Конкурс хоровой музыки.

– Очень интересная форма у медали. Я смотрю, а что здесь изображено, какая символика?

– Мы тоже её рассматривали. Я думаю, что это старина. Старина, потому что это Рига, 1201 год, день рождения города. И, наверное, это булыжная мостовая, какие-то рыцарские замки, там очень много замков. Что-то стилистическое, над этим работал латвийский дизайнер. В таком виде она представлена. Они всегда разные.

– Кто может участвовать в мировой хоровой олимпиаде? Есть какой-то критерий?

– Критерий есть. Во-первых, есть открытый конкурс, где могут себя попробовать новички, те, которые никогда не участвовали в каких-то больших конкурсах. А есть чемпионский конкурс, в котором мы участвовали. Здесь идёт борьба на медали. Коллектив может ничего не получить или получить бронзовую медаль, серебряную медаль, золотую медаль. Золотая медаль – за количество баллов от восьмидесяти. Если ты этот рубеж прошёл, восемьдесят баллов набрал, восемьдесят и пять десятых балла, то у тебя уже золотая медаль.

– То есть, вы в числе лучших хоров планеты, так выходит?

– В мировом рейтинге наша строчка уже поднимается. До отъезда мы были трёхсот пятидесятыми из тысячи хоров, сейчас, я думаю, ещё поднимемся.

– Поездка на такой конкурс – это что? Должно быть приглашение или вы как руководитель детской школы искусств инициируете эту поездку?

– Конечно, любой хор может поехать на такую олимпиаду, но право поучаствовать в этом чемпионском конкурсе имеет хор, который завоевал награды, золотые медали на подобных конкурсах – либо на олимпиаде хоров, либо на хоровом конкурсе профессиональном.

– То есть, нельзя оставлять это дело, нужно каждый год подтверждать своё звание?

– Нельзя, конечно.

– В чём польза от участия в этих международных соревнованиях?

– Это огромная польза как для каждого ребёнка в отдельности, так и для коллектива в целом. Если смотреть глубоко, то это объединение людей через дружеское соперничество, понимание мира, достижение мира и понимания между народами.

– Какая-то особая атмосфера? По всему городу какие-то внезапные мастер-классы проводились, перфомансы.

– Они не внезапные, они и были мастер-классы. Во-первых, были концерты, парад очень грандиозный. Вообще это грандиозное событие для хоровой музыки. Очень обидно и жалко, что в России не очень широко афишируется этот конкурс и освещается в средствах массовой информации. Сейчас, если мы зайдём в Интернет даже после того, как проходит первый день конкурса, любая страна выставляет свои коллективы, и все видят, кто участвует. В России это, конечно, не так освещается. Можно, конечно, найти информацию, но она не столь широка, как это делается в других странах. Масса корреспондентов, журналистов со всех стран, а вот из России, кстати, мы не видели ни одного, хотя мы заметили, что из России в этом году больше было участников. Это были и Камерный хор Московской консерватории, и колледж имени Гнесиных, и петрозаводская консерватория, и Нижний Новгород.

– И вы, в том числе. Приятно, да?

– Когда был парад, мы многих встречали, потому что стояли в одном блоке, представляли Россию, и здесь мы уже всех увидели. Конечно, это приятно, что этот конкурс набирает обороты и в России.

– Как отбирается материал для репертуара для участия в таких олимпиадах?

– Это, конечно, сделать непросто. Потому что нужно угадать, чтобы это было в точку – чтобы это было и по профессиональному уровню высоко, и чтобы это было интересно любому члену жюри. Там семь человек из разных стран мира судят, поэтому для одного этого интересно, для другого –нет, и нужно найти эту золотую середину. В 2008 году, когда мы были в Австрии на такой олимпиаде, мы участвовали в двух номинациях – молодёжный хор и духовная музыка. Духовную музыку мы пели всю русскую, и вот здесь не угадали. Мы тогда получили серебряную медаль в этой номинации и поняли свою ошибку, что надо было петь не только русскую духовную музыку, но и музыку других стран, тогда, наверное, они бы оценили высоко.

– От чего страдает и наша эстрада. Русскоязычное мало кому интересно на Западе.

– Может быть, да, я не знаю. Об эстрадной музыке совсем ничего не стала говорить, просто я говорю о том, что надо угадать по репертуару, что нужно взять. Это первое, а второе – существуют определённые условия, что петь, то есть не всё подряд, не то, что ты захотел. Есть определённые условия конкурса, что нужно исполнить.

– Всех интересует вообще, насколько важно разглядеть в ребёнке талант, как это разглядеть, любой ли ребёнок может петь?

– Конечно, важно. Любой ребёнок может петь, потому что любой ребёнок рождается с голосом. Когда он рождается, он издаёт звуки, кричит, значит, он имеет голос. Другое дело – захочет ли он заниматься вокалом серьёзно, а не просто так, как, допустим, на кружках это делают. Я всегда говорю о том, что если вы хотите заниматься вокальной школой, то, конечно, это должна быть музыкальная школа, школа искусств, хоровая школа.

– У вас все участники хора являются учащимися школы искусств?

– Они все являются учениками Центральной детской школы искусств.

– Со стороны зайти нельзя?

– Со стороны зайти можно, поступив в школу.

– Всё равно, путь один. Как же вы всё-таки это делаете, это ведь не первая награда? Есть какой-то секрет, наверное?

– Секрет прост, это труд, труд и ещё раз труд.

– 90 процентов труда, 10 процентов таланта.

– Конечно, просто так ничего не бывает. Везде, как в спорте, как в музыке, так и в искусстве всё достигается путём больших-больших затрат физических именно, эмоциональных, через многочасовые репетиции, каждодневные.

– Есть какие-то техники. Ведь вы их откуда-то привезли изначально?

– Техники, конечно, есть и методики есть, но, имея определённый опыт работы, понимаешь, что самая лучшая методика – это та, которая пропущена через себя. То, что я умею делать, то, что понимаю, что чувствую. Это уже на уровне каком-то высоком, на подсознательном. Да, я понимаю, я знаю множество методик, множество испробовала. Последняя была – это одна из методик фонопедического метода Емельянова. Несколько лет я занималась только по этой методике, потом я ушла от неё, потому что я понимала, что по звуку это совсем другое, меняется. То, что мне хотелось, то, что я должна была слышать. Я уже меняла и методики, и отдавала предпочтение другим каким-то упражнениям. Я доверяю своему слуху, понимаю, что должно быть, и, пропуская сквозь себя, делаю это.

– Что дальше? Потому что, я так понимаю, что вы не собираетесь останавливаться совершенно, нужно подтверждать звание чемпиона.

– Хотелось бы, конечно, и дальше где-то ещё участвовать. Следующая, например, олимпиада будет в Сочи в 2016 году. До этого в 2015 году будут другие конкурсы профессионального мастерства хорового искусства. Конечно, всё это требует определённых финансовых затрат, и это тоже немаловажно. Я бы хотела поблагодарить нашу администрацию и сказать спасибо большое, потому что без этой поддержки не состоялась бы ни одна поездка. Спасибо за поддержку финансовую. И в том числе, чтобы эти поездки состоялись, должно быть огромное здоровье у руководителя и желание, потому что это, ещё раз повторяю, огромные затраты труда.

– Да, это видно, действительно. Если уж мы такие, из Дальнего Востока, и выступаем наравне с консерваториями, то это просто здорово, мы гордимся как жители города Благовещенска!

– Спасибо вам и удачи. У нас в студии была руководитель хора «Детство» Татьяна Леонтьевна Бедёрина, и мы пытались узнать, как получают медали – золотые, серебряные, медали высшей пробы на мировых хоровых олимпиадах. И я думаю, что мы сегодня это узнали.

– Спасибо.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/07/23/3657.html