“Простые вопросы”: Михаил Кобзарь, волонтёр «Велоночи с Амур.инфо», член федерации велосипедного спорта Амурской области «Амурбайк»

Ведущая — Наталья Шлямова:

Здравствуйте. Это «Простые вопросы». Прошедшая 5 июля «Велоночь» в Благовещенске показала, что уже несколько тысяч жителей города давно пересели на двухколёсный транспорт. Но условий для их передвижения нет практически никаких. Как можно улучшить жизнь велосипедистов и при этом обеспечить безопасность пешеходов? Об этом сегодня поговорим с моим гостем. Михаил Кобзарь – волонтёр акции «Велоночь-2014», член клуба «Амурбайк» сегодня в студии.

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Мы, может, будем на «ты», потому что знакомы достаточно давно?

– Конечно.

– Сначала о прошедшей «Велоночи». По некоторым оценкам, было около двух тысяч участников. Можно ли предположить, сколько вообще в городе велосипедистов?

– В городе довольно много велосипедистов, но велосипедов больше, конечно, потому что не все катаются на них. Много людей, которые покупают велосипед и на нём иногда ездят. Что касаемо тех, кто профессионально занимается или каждый день катаются на велике, я думаю тысяч пять, может быть, наберётся.

– При этом постоянно идут продажи новых велосипедов, количество велосипедистов пополняется?

– Да, это тренд такой хороший. Сейчас модно купить велосипед и на нём иногда хотя бы куда-то выбираться. Даже на ту же набережную.

– Достаточно ли технически были готовы велосипедисты к «Велоночи»?

– Да, думаю, все достаточно готовы были, потому что заранее было об этом известно. Люди, которые собрались, а это порядка двух тысяч человек, они готовились примерно неделю. Многие говорили: «Да, мы этого ждали, мы хотим». Значит – они могли это сделать.

– Какие условия они должны соблюсти?

– Условий довольно много. Во-первых, это оценка своих сил: могут ли они проехать ночью по дороге. Касаемо технических моментов – главное, чтобы велосипед ехал более-менее со средней скоростью, и были исправны тормоза. Конечно, по правилам необходимо наличие светоотражающих элементов, желательно фонарей. Но не у всех это было.

– У большинства было?

– Не у большинства, а у меньшинства. В итоге мы не стали проводить какой-то отбор, выпустили просто всех.

– Сбор проводился около часа. Этого времени хватило, чтобы всё успеть?

– Мне кажется, что даже чересчур задержали выезд, потому что народ в колонне уже стоял на площади Победы и ждал с нетерпением. Волонтёры тоже катались туда-сюда, не знали, что делать. Можно было покомпактней это сделать. А в плане подготовки, до мероприятия за несколько дней, неделю стоило собраться. Об этом говорилось пару дней назад на совещании по итогам «Велоночи» с представителями ГИБДД, велосипедистами, волонтёрами. Там как раз мы решили, что в следующий раз будем собираться заранее, обсуждать, что кто должен делать, какие у кого будут права и обязанности. Тогда всё будет более организовано.

– Каким составом будете собираться? Узким, организаторским?

– Конечно. Организаторы «Велоночи», клуб «Амурбайк», группа волонтёров в большем количестве уже, потому что в этот раз не хватало людей.

– Какие нарушения допускали велосипедисты, когда колонна двинулась в путь?

– Нарушений особо страшных не было. Единственное, выезжали все на всю ширину дороги. Надо было ехать по правой полосе, многие заезжали на левую, а некоторые даже и на встречку. Мы их, конечно, тогда гоняли. А в целом, несколько было выпивших, некоторые курили, и всё. Страшных каких-то вещей не было.

– А реально было их отстранить? Например, чтобы машина ППС ехала рядом?

– Реально было, но в основном внушение делали и всё. Все успокаивались потом.

– То есть они особых неудобств тоже никаких не доставили?

– Нет.

– Какие плюсы есть от этой «Велоночи»?

– Это то, что народ собрался. Именно велосипедисты, и не в узком смысле: спортсмены и те, кто постоянно катается, а те, кто хоть когда-нибудь перемещался на двух колёсах. Люди поняли, что велосипедисты – это не что-то отдельное от пешеходов и автомобилей. Это всё и есть дорожное движение. Нельзя отделать пешеходов, велосипедистов и транспорт более тяжёлый, потому что это всё единая транспортная структура.

– Сейчас велосипедистов ни к пешеходам нельзя отнести, ни к автомобилям и транспортным средствам как таковым, потому что велосипедисты – это отдельное движение, отдельных дорожек у нас нет. Это – сложность сегодня. Но если говорить о так называемых покатушках, то есть место, где велосипедисты катаются днём и особенно вечером. Это набережная Амура, улица Краснофлотская. И там есть асфальтная дорожка, по которой ездят роллеры, и скейтеры, и велосипедисты, и люди ходят, и мамы с колясками. В общем – такое хаотичное движение. Я знаю, что по итогам совещания «Велоночи» было принято решение направить обращение на имя и.о. главы администрации Александра Козлова с тем, чтобы нанести велосипедную разметку на эту дорогу. Действительно, ожидаете упорядочение движения?

– Если брать набережную вообще, то это место общественное, для гуляния. Поэтому все, кто на ней находится, пешком, на роликах, на велосипеде или на чём-то ещё, то они просто выбираются погулять. Естественно, разделять потоки необходимо. Данное введение, когда там нанесут разметку, когда-нибудь это случится всё равно. Во-первых, я так думаю, разметка эта будет нанесена просто так, чтобы она была. Далее народ не сразу поймёт, что это такое.

– Как она выглядит?

– Выглядит по-разному абсолютно. Зависит, наверное, от того, как она в плане будет выглядеть, потому что просто так её нанести нельзя. Это точно тоже дорожная разметка.

– Там велосипед будет нарисован?

– По идее это кружочек, в нём внутри нарисован велосипедист. Это краской нарисована полоска на асфальте. Обычно в России, на Западе в крупных городах так и делают. Отделяют, как правило, кусок тротуара или кусок дороги, что реже бывает.

– В данном случае асфальтированная дорога. Понятно, что тротуара, мощённого плиткой, не будет здесь. Для пешеходов какая информация? Нельзя наступать?

– Для пешехода будет информацией, что там нарисован человечек на велосипеде. И всё. Люди по-прежнему будут там ходить, ездить с колясками, с детьми, просто так пешком. Велосипедисты будут ездить по тому участку, где ходят люди. Но в этом году это не сработало. Всё равно в сознании это отложится, что потоки надо разделять. Рано или поздно люди поймут, что не надо туда лезть, где ездят быстро, и не надо ездить быстро там, где ходят дети.

– Но всё-таки ступать туда не рекомендуется?

– Конечно.

– Я знаю, что у тебя есть опыт из других городов. Ты видел, как там организовано велосипедное движение, разметка. Расскажи, что это за опыт.

– Проблемы такие же. Санкт-Петербург, Москва. У них есть достаточно интересная программа по развитию велодвижения как отдельного прогулочного в парках, так и как часть транспортного обеспечения вообще этих двух столиц. Реализация хромает по-прежнему, потому что всё делают так, чтобы было. Разметку наносят неправильно, её нет в планах, не советуются ни с пешеходами, ни с велосипедистами, как правило.

– В нашем городе это, наверное, это будет нанесено правильно, если есть люди, которые могут посоветовать?

– Пока нет. Потому что это всё делается не за один год или два, а должно быть заложено в генплан развития города.

– То есть здесь идёт речь о строительстве, чтобы улицы сделать шире?

– Да, о строительстве, о планировании, о транспортных потоках. Допустим, если делать велодорожку настоящую, которая бы помогала не просто кататься по набережной, а соединяла бы какие-то участки города. Микрорайон и центр города – это достаточно интересное место, потому что студенты ездят туда-сюда. Почему бы не сделать в тёплое время – с мая по октябрь – не пересесть на велосипеды. Опять же здесь подтягивается проблема в инфраструктуре остальной: велостоянки, велопереходы, какие-то велосветофоры, подводки, развязки.

– Реально пока справиться с улицей Краснофлотской?

– Да.

– Следующая «Велоночь» будет? Когда?

– Скорее всего, в следующем году.

– А в этом году «Амурбайк» будет какие-то мероприятия проводить или участвовать?

– «Амурбайк» постоянно проводит мероприятия за городом, гонки различного уровня, различной сложности.

– То есть надо следить за информацией?

– Да, на сайте amurbike.ru всё есть.

– Спасибо большое. У нас сегодня в студии был Михаил Кобзарь, волонтёр акции «Велоночь-2014», член клуба «Амурбайк». Мы сегодня говорили о том, насколько реально упорядочить движение велосипедистов в Благовещенске и как это сделать. Спасибо.

– Спасибо.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2014/07/11/3644.html