“Простые вопросы”: Валентина Брысина, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания (БГПУ)

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Здравствуйте! 12 ноября 80 лет отмечает старейшее высшее учебное заведение нашей области – Благовещенский государственный педагогический университет. Высшая гуманитарная научная школа у нас была сформирована в основном теми интеллигентами, кто приехал к нам из западной части страны. Приехали по распределению молодыми, увлечёнными, может быть, даже и наивными. Они заложили у нас основу высшей гуманитарной науки.
Сегодня наш гость – филолог, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Валентина Михайловна БРЫСИНА.

– Здравствуйте, Валентина Михайловна!

– Здравствуйте.

– Вы не представляете, как мне приятно вас видеть! От лица всех ваших студентов, всех ваших учеников я, во-первых, хочу поблагодарить за то, что вы пришли, во-вторых, поздравить. А также хочу задать те вопросы, которые мне всегда хотелось спросить.

– Попытаюсь ответить.

– Нам всегда хотелось знать, как вы, молодая студентка, после института, приехали в далёкий Благовещенск из Саратова? По распределению?

– Да, я приехала аспиранткой. Мне уже было не так мало лет. Было уже 25. Приехала по распределению.

– Слышали ли вы когда-нибудь о том, что за город такой, Благовещенск?

– Нет, не слышала. Можно мне рассказать одну кратенькую историю, связанную с распределением?

– Давайте.

– Три аспирантки одного возраста. Конечно, у одного руководителя. И три министерских места: Благовещенск, Барнаул и Ижевск. Мы ничего об этих местах не знали и немного задумались. А шеф, так я назову своего прекрасного руководителя, сказал: «Девочки, давайте бросим жребий. В прямом смысле слова».

– То есть тянули, кому куда поехать?

– Да. Он свою шляпу положил. Мы написали на клочочках ватмана названия и стали туда, в шляпу, пальчики опускать. И мне выпал мой жребий – Ижевск. А моей тёзке, тоже Валентине, – Благовещенск. Однако она сказала: «Не поеду в тьму-таракань». И стала меня просить: «Уступи» И я уступила.

– Вы поддались и поехали в Благовещенск?

– Да. Без сожаления, кстати.

– Сколько лет вы преподаёте в Благовещенске, сколько отдано педагогическому университету?

– Пятьдесят седьмой год.

– Вы работаете 57 год?

– Да.

– Валентина Михайловна, на кафедре русского языка вы проработали всё это время?

– Да.

– Что для вас кафедра? Что она вам дала?

– Когда я начинала работать, все были старше меня, кроме, может быть, Клары Моисеевны Левит. Она, по-моему, была моя ровесница. Остальные были старше меня.
Что дала кафедра? Во-первых, меня очень хорошая кафедра встретила. Они со мной как курочка с яичком носились. «Западная девочка приехала! У неё свежие идеи» А я думаю, какие же у меня свежие идеи. Не могу вспомнить, какие у меня свежие идеи. «Нагружайте её, Станислав Михайлович» Они о добрых чувствах говорили. «Она будет со студентами работать! Ей будет с ними интересно» Но я понимала, что они искренне это говорят. Они хорошо ко мне относились.
Много бытовых советов мне дали. Например, как уголь разжигать. Мне такую квартирку дали, где надо было им отапливаться. И советовали: «У нас холодно, Валя! Потеплее одевайся» Хотя мне приходилось ходить из домика во дворе нашего института – крошечного, два окошка на Китай, – перебегать дорожку и заходить в заднюю дверь в университете. Говорили: «У вас там тепло, а у нас холодно здесь». А зимы были, действительно, страшно холодные здесь.

– Валентина Михайловна, вы рассказываете о ваших взаимоотношениях с коллегами. Но ведь вы точно так же общаетесь со своими студентами. Насколько это важно, чтобы преподаватель, учёный, человек был доступным в общении, чтобы был душевный контакт? Это важно или нет?

– По-моему, это должно быть в человеке заложено, общение с людьми на равных, и со студентами в том числе. То есть не дать человеку почувствовать, что у меня высшее образование, я преподаватель, и вместе с тем панибратство. Это не какая-то метода продуманная. Это в человеке есть. Должно быть, если он преподаёт. То есть надо прислушиваться к человеку, даже если он, студент, тебе не нравится. Бывает так. Понять его нужно. Тогда студент даёт оценку преподавателю: он внимательный, он справедливый, он не позволит вольничать, он строгий, я имею в виду требовательный, и вместе с тем он добрый, потому что он меня внутренне любит. Как мы своих сыновей любим, положим. Всё ведь бывает с ними.

– То есть на пьедестал не нужно вставать?

– Не нужно. Ни в коем случае не избирать другой тон, другую манеру говорить. Не дать почувствовать, что я говорю вот так хорошо, а вы ещё не умеете говорить! И уж конечно, не дай бог, сказать студенту: «Вы не на своём месте». Такое случается, к сожалению. «Вы не на своём месте! Вы заняли чьё-то место! Вы не филолог. У вас никаких способностей нет» – на нашем факультете. Это значит обидеть. У меня были такие случаи. Были.
«Возьмёте меня диплом писать?» – Я говорю: «Возьму. А что?» – «Мне сказали, что я совершенно не способен писать». Вот такое. Это убить человека.

– Что для вас было интереснее: вот так возиться с дипломами, курсовыми, работать со студентами, то есть вот этот контакт, либо всё-таки словари, методические пособия, наука?

– Всё интересно. Потому что есть тема, которую любишь, и сам собой любуешься, когда получается. Но если говорить о работе со студентами непосредственно, то, если это кружки, интересно, что каждый студент какую-то тему разрабатывает. Надо только объединить их общей темой, большой проблемой. И тогда они находят что-то по крупиночке, и получается то целое, большое, нужное, что можно всегда дать учителю.
Вот у меня было шесть кружков за мою долгую жизнь. И мы все материалы дали в жизнь, как говорится.

– То есть ничего в стол не пошло?

– Ничего в стол. Это были статьи, это были слова в «Словарь личных имён» Петровского. И всё это потом учителя на курсах повышения квалификации использовали и даже просили ещё экземпляры этих пособий.
А когда дипломники, то тут человека уже познаёшь больше. Потому что больше потом работаешь. И из дипломников потом по сути дела выходят кадры. Выходили всегда. Я однажды мысленно посчитала, сколько ж моих детей, которых я учила, работает. И вот пятнадцать моих дипломников, кружковцев. Или участие в семинаре, или в кружке, потом диплом – и он на кафедре работает. Пусть не у нас, в другом университете работает, но он стал кандидатом, даже доктор одна есть.
В нашем нынешнем университете очень меня радует – есть, конечно, то, о чём не буду говорить, – но меня очень радует, что так много у нас сейчас дипломированных. Я одна была, на факультет приехала в преддверии своей защиты. А сейчас у нас много защит идёт. У нас очень хорошо работает ректорат по части продвижения молодых людей. Смотришь, уже защитилась, и так радуешься им. Думаешь: «Смотри, как наш университет-то растёт»

– Валентина Михайловна, ловлю себя на том, что я подбираю слова, разговаривая с вами.

– Да? А я тоже. Вот послушают и скажут: «Это Брысина говорит так плохо?»

– Мне кажется, что вы знаете о русском языке всё, что только можно о нём знать. Скажите, что вообще слово для человека? Что оно в человеке? О чём оно для вас говорит в человеке?

– Наверное, то, что наши выпускники везде востребованы. Посмотрите, моя дипломница работает в уголовном розыске уже два года и говорит: «Я в восторге» Спрашиваю: «Что ты там делаешь? Это же совсем далёкое». – «Что вы, Валентина Михайловна! Там слово нужно. Я бумаги смотрю, корректирую там что-то, помогаю. Ко мне обращаются. Мной дорожат». Всего два года работает.
То есть наш институт – столько у нас факультетов, в частности и наш факультет – выпускает людей, которые везде востребованы. Не только на телевидении, где действительно надо всегда быть очень бдительным в отношении слова, но и на любых делах. Ведь наш факультет, в частности и наша кафедра, и кафедра литературы, дают навык работы со словарями, в архивах. Вот мои кружковцы, когда собирали личные имена, спускались в подвалы, смотрели какие-то списки избирателей. Даёт вуз навыки работы. А потом они и в нашем музее работают, а это очень нужно, и в других местах. Вот это владение словом везде необходимо.

– Спасибо за науку, за любовь к слову, за понимание слова.

– Наверное, я что-то не так говорила. Я волновалась.

– Спасибо за то, что вы нас учили, за то, что вы есть в нашем университете.
Это были «Простые вопросы». И сегодня наш гость – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Валентина Михайловна Брысина.

Всего хорошего.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2010/11/12/1817.html