В Хинганском заповеднике готовы к пожароопасному периоду

Амурская область, 15 апреля, ИА «Порт Амур». В Хинганском заповеднике готовы к пожароопасному периоду. Чтобы отстоять территорию, где растут краснокнижные растения и живут редкие птицы и животные, в том числе амурский тигр и японский журавль, в арсенале у инспекторов не только спецтехника, но и гений народной инженерии.

В Хинганском заповеднике, площадь которого превышает 20 тысяч гектаров, проблема тушения пожаров всегда на особом контроле, ведь специалисты серьезно ограничены в методах борьбы с огненной стихией.

— Тушить пожары на подступах к нашей территории мы не имеем права, потому что мы существуем на федеральные деньги, которые должны расходоваться на федеральной земле. А то, что за пределами заповедника, уже не наша территория — земля другого значения, — рассказывает заместитель директора Хинганского заповедника Вячеслав Кастрикин. — Сейчас нам также не разрешают распахивать минерализованные полосы на территории заповедника, которые раньше служили отличным противопожарным разрывом. Кроме того, нам запрещено проводить профилактические отжиги. Мы делали это, чтобы создать противопожарные барьеры — тогда огонь проще замкнуть на каком-то одном участке и справиться с ним, а теперь мы вынуждены ждать, когда огонь сам придет в заповедник.

При этом ситуация складывается следующим образом: если раньше специалисты могли под контролем в начале весны пустить контролируемые палы, которые не вредят ни растениям, ни гнездящимся здесь птицам, то теперь пожары, как правило, приходят в Хинганский заповедник уже в мае, когда возвращаются японские и даурские журавли и откладывают яйца.

— Небольшие пожары, кстати, даже полезны для формирования ландшафта. Территория, где живут журавли, равнинная, и огонь не дает здесь расти лесу, — добавляет Вячеслав Кастрикин. 

Так что теперь основная задача ложится на отдел экопросвещения заповедника, который проводит профилактические беседы с местными жителями, и на отдел охраны, состоящий их 30 человек — эти мужчины в любое время суток готовы подняться по тревоге, чтобы отстоять от огня территорию.

— У нас на вооружении есть вездеход, 8 автомобилей высокой проходимости, ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки и хлопушки, — знакомит с оборудованием государственный инспектор Хинганского заповедника Владимир Новиков. — Наш вездеход — это, пожалуй, самая лучшая техника для тушения пожаров. Он с нами с 2008 года и с тех пор «намотал» много тысяч километров.

По словам Владимира Новикова, вездеход ГАЗ 34039-22 развивает крейсерскую скорость до 60 километров в час, вмещает в себя 10 человек личного состава, а при необходимости, может увезти и до 16 человек. При этом техника оснащена водным насосом и емкостью объемом 700 литров. Но самое интересное — эта махина, которая весит почти 5 тонн, может плыть по воде. Вездеход герметичен, поэтому вода в него не попадет, а ускорение технике на воде придают гусеницы.

— Мы выезжаем на тушение с полным резервуаром воды, чтобы уже на месте можно было наполнить из баков ранцы и воздуходувку. Когда вода в баке кончается, что с помощью насоса в любом озере или болоте мы пополняем запасы, — поясняет государственный инспектор. — Но самым эффективным средством, несмотря на его примитивность, мы все-таки считаем хлопушки.

Хлопушки — точная копия мухобоек, однако больше в десятки раз. На длинную палку крепится кусок плотной резины и с помощью этого устройства и происходит тушение горящей травы. Кто и где придумал этот «девайс» не известно, однако пользуются им повсеместно, не только в Амурской области. 

Сейчас руководство заповедника решает вопрос о покупке еще одного вездехода для усиления пожарной охраны. Однако техника эта очень дорогостоящая — завод-изготовитель просит за модель в необходимой заказнику комплектации, стоит 3,7 миллиона рублей. 

Источник новости: https://portamur.ru/news/detail/v-hinganskom-zapovednike-gotovyi-k-pojaroopasnomu-periodu//