Если всё так хорошо, то почему всё так плохо?

Фото: mfd.ru

Мазохизм – есть такое явление в жизни, одно из толкований которого – это получение удовольствия от причинения себе болезненных ощущений. То, что мы наблюдаем в российской действительности после введения санкций, другого определения не подберёшь. Даже девиз у этого явления появился: «как мы рады, как мы рады, что нам санкции ввели!» В самом деле, такое впечатление, что санкции – это своего рода манна небесная на Россию посыпалась.

 

Политики с восторгом заговорили о блестящих перспективах, о стремительном росте в ближайшее время всего того, чего в России сейчас вообще нет. И население, накануне получившее солидную патриотическую инъекцию, от таких перспектив аж в экстазе заходится. Сразу даже и не поймёшь, чему люди больше радуются: или тому, что скоро у нас всё своё будет, или тому, что проклятому Западу будет от санкций ещё хуже, чем нам.
 
Политиков понять можно, им деваться некуда, кроме как оправдывать свои действия, а вот чему радуется население – это из разряда загадочной русской души. Вы послушайте, почитайте не трубадуров от власти, а экономистов-аналитиков, и тогда даже трёх извилин хватит,  чтобы понять, что санкции – это нет просто плохо, а это очень плохо! Это война, только экономическая. А война любая – плохо! Трубадуры-то озабочены рейтингом, а экономисты – проблемами развития страны. И в связи с санкциями и без этого далеко не блестящее состояние российской экономики осложнится многократно. 
 
Во-первых, в условиях сложившегося международного разделения труда производить всё высокого качества в одной стране невозможно. Во-вторых, высокотехнологичную продукцию мы не производим не потому что не хотим, а потому что не умеем. Хотеть-то мы как раз очень хотим, даже Сколково соорудили и лучшего туда отечественного менеджера посадили руководителем (А. Чубайса), но, кроме скандалов, ничего от этого не получили. Это как у евнухов, которые хотят, но… не могут. Вот как мы отечественный автомобиль не совершенствуем, но кто проехал хотя бы раз на иномарке, за российский руль уже не сядет. В третьих, мы ещё помним радужные заявления, что фермер накормит страну. Так вот, за последние годы более 19 тысяч сельских населённых пунктов обезлюдели, более 41 миллиона гектаров пашни заброшены. А те сёла, что ещё дышат, похожи на резервации для спившихся зомби. Нет, конечно, прогресс определённый есть, за это время восстановлено и построено порядка 15 тысяч храмов, но… Что-то и комментировать не хочется. Потому-то по некоторым видам сельхозпродукции мы на 80 процентов зависим от импорта. 
 
В четвёртых, в промышленности все базовые отрасли ушли в минус. А с введением санкций и благополучную «нефтянку» ждут тяжёлые времена. Наша страна намного отстала от Запада в технологиях и оборудовании для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. А сейчас практически только такие и остались. 
 
В пятых, вся отечественная финансовая система, от которой зависит функционирование российской экономики, полностью ориентирована на кредитование её Западом. И куда потом?
 
Есть в шестых, седьмых и т. д., но вывод очевиден: бодрые заявления политиков – это блеф, а состояние российской экономики плачевно. Этому состоянию экономисты дали определение – стагфляция. Стагфляция – это сочетание стагнации и инфляции. И к этому состоянию она пришла и безо всяких санкций. При наличии зарубежных инвестиций.
 
А теперь зададимся вопросами: а кто будет стремительно (время диктует именно «стремительно»!) развивать экономику и за счёт чего? Доходы от нефти и газа (а это – наше всё!) уже начали падать и это продолжится. Займов не дадут. Где деньги брать? Выход один – ободрать население. Другой вопрос: кто будет развивать? По последним опросам 78 процентов выпускников мечтают уехать («свалить», как они выражаются) за рубеж. Причём, среди «светлых голов» таких ещё больше, чем 78 %. Причина: «У этой страны нет перспективы», – говорят они. И как все это собираются делать, что называется импортозамещением? Посмотрите, на каком месте Россия по уровню коррупции, и вы всё поймёте. Не может страна развиваться с таким уровнем коррупции. Вот и получается почти как говорил Салтыков-Щедрин: «Все мы много думаем о том, как сделать наше хозяйство из убыточного прибыльным, ничего в оном не меняя». Что намерено Правительство РФ радикально поменять в нашей экономике? Ничего. Потому, когда наши политики утверждают, что мы ещё встанем на ноги, не исключено, что это на все четыре точки. Но народ всё равно преисполнен оптимизма. Когда-то Марк Твен высказал мысль чем-то актуальную и в наше время. Он сказал, что раньше «оптимист» и «дурак» не были синонимами. Вот и сегодня, когда смотришь вокруг трезвыми глазами, трудно объяснить тот безудержный оптимизм, которым охвачено большинство соотечественников. «Мы не чувствуем никаких санкций», – отвечают на опросы россияне или, в крайнем случае, говорят «Да ладно, мы и без фуа-гра и омаров проживём».

Ну, когда это говорят тёти Мани – это простительно. Но удивляет подобная позиция государственных мужей. Так, 1 сентября текущего года на канале «Россия 24» выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. На вопрос корреспондента о санкциях он прямо с некоторым воодушевлением стал говорить, дескать, какие там санкции – курам на смех. «У нас в этом году такой богатый выдался урожай, люди запаслись картошкой, овощами, а в ответ на санкции горняки стали работать ещё лучше. Мы сейчас добываем 200 миллионов тонн угля в год – это в 2 раза больше, чем в советское время. И людей сейчас в шахтах работает намного меньше. А почему такой результат? Техника… вы бы посмотрели, какая замечательная техника в забоях работает», – сказал Тулеев.

Тут корреспондент задаёт ключевой вопрос в этом интервью: «А чья эта техника?». Ответ: «Да, техника 100 % немецкая, у нас такую не делают». Вот вам и «никакие санкции нам не страшны». Перестанут немцы эту технику поставлять, вы и миллиона тонн в год не наберёте. 

И это притом, что, во-первых, экономические санкции только-только обозначаются, тем не менее несколько фактов. 
 
Принято решение о замораживании пенсионных отчислений. Готовится документ о введении налога с продаж (фактически, это масштабное повышение цен). Набирает обороты процедура ликвидации банков. На глазах рушится система зарубежного туризма. В планах Минфина значительно увеличить налог на недвижимость и поднять подоходный налог с 13 до 15 процентов. Вот амурчане говорят, что они не почувствовали последствий санкций. А вам не приходило в голову, что отмена поездов, возмутившая жителей области, это и есть реальные последствия событий на Украине? Ну и самое чувствительное для населения – это цены. Когда россияне ликовали по поводу того, что, введя санкции против России, страны ЕС тоже серьёзно пострадают, в чём-то они правы. Но вот свежая статистика: в текущем году цены на продукты в России выросли на 7,5 %, а в странах ЕС понизились на 0,8 %. Удивляет и то, что мало того, что против нас ввели санкции, так мы сами ввели их против себя, запретив ввоз продуктов питания из других стран. Это, знаете, похоже на ситуацию, когда человек готов лишиться обоих своих глаз, если сосед хотя бы на один ослепнет. Это вот и есть мазохизм в чистом виде.
 
Я уже назвал первые признаки последствий санкций. Но это только цветочки. Специалисты говорят, что санкции по-настоящему начнут сказываться через 2-2,5 года. Вот, дескать, тогда вы запоёте. Но наших оптимистов это не пугает: «Да вынесем мы любые санкции», – бодро заявляют они. Хотя в пору признаться, что наш народ уже столько вынес, а всё выносит и выносит. Пожалеть бы пора. И можно добавить, что санкции скажутся не на всех одинаково. У кого-то суп станет жиже, а у кого-то жемчуг мельче.
 
И последнее. Конечно, все эти санкции страну не обанкротят. Санкции выдерживают даже такие страны, как КНДР, Куба, Иран, Сирия. Выдержим и мы. Но вот развития не будет, и страна, которая и так не на передовых позициях, отстанет ещё больше. Барак Обама на лужайке у Белого дома заявил, что «санкции сделают слабую российскую экономику ещё слабее». И доктор экономических наук Олег Черковец в «Парламентской газете» (08-14.08.2014 г.) пишет: «Приходится признать, как бы это ни было обидно, что президент США в данном случае прав». И хочется завершить его же цитатой: «Чего не надо делать сейчас? Прежде всего не надо кормить население вредной – иначе не скажешь! – пропагандистской жвачкой типа «нас бьют, а мы только крепчаем». Потому что в один совсем даже не прекрасный день значительная часть россиян, в первую очередь пенсионеры и нуждающиеся в медицинской помощи, а также молодёжь, не представляющая себе жизни без современных гаджетов, останется ни с чем, слетит, как пух, с них этот оптимизм и начнёт выходить на улицы, то кому от этого «покрепчает»? В принципе, это очевидно. Не предвидеть такое простительно моему коту, не подозревающему, что он может лишиться своего корма, который делается только за рубежом. Но людям-то хотелось бы задать вопрос, который сформулировал польский деятель Вацлав Вислицкий: «Если всё так хорошо, то почему всё так плохо?»
 

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2014/11/10/5245