Государственному пожарному надзору России – 90 лет

В нашей стране пожары всегда были настоящим бедствием. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

По мере развития и укрепления государственности предпринима­лись попытки изменить сложившееся положение. Результатом явилось принятие многочисленных противопожарных правил, которыми госу­дарственные структуры хотели оказать влияние на обстановку с пожа­рами, соблюдение населением мер предосторожности обращения с огнем. В частности, стала вводиться ответственность за поджоги, не­брежное обращение с огнем.

Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием «Русская правда», устанавливал, что поджи­гатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. В 1504 году после очередного опустошительно­го пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещает­ся топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, раз­решалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ.

Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры царя Ивана III (1440-1505 гг.) в отношении ремесленников были первым нормативным актом пожар­ной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной боль­шинства пожаров была полная беспечность населения при использо­вании огня. Вторым подобным документом являлось «Уложение» царя Алексея Михайловича. В нем также имелся ряд статей, регламентирующих пра­вила обращения с огнем. «Уложение» вводило уголовную ответствен­ность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным об­ращением с огнем и поджогом. С принятием «Уложения» были заложены и осуществлены первые орга­низационные меры предупреждения и тушения пожаров.

В «Наказе о градском благочинии» 1649 г., одном из первых регла­ментирующих документов, было сказано: «Приказать всяких чинов людям накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведренные, в жаркие дни, изб и мылен никто не топил, и в вечеру поздно с огнем не сидел».

   Становление пожарной охраны, развитие ГПН как надзорно-профилактической службы в нашей стране неразрывно связаны с Декре­том «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 ап­реля 1918 г., в котором отмечалась необходимость  планомерного проведения  противопожарных мероприятий.

18 июля 1927 года вышло Постановление ВЦИК (СНК РСФРС) о создании государственного пожарного надзора, призванного осуществлять контроль состояния  пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях.

В 1966 году все пожарные подразделения были подчинены Министерству внутренних дел. А через 11 лет, в 1977 году, постановлением Совета Министров было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре в СССР». В 1979 году приказом МВД СССР было введено «Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора». Оба документа определили обеспечение противопожарной защиты городов и других населенных пунктов, а также объектов народного хозяйства важнейшей государственной задачей.

 Ряд нововведений ГПН пережил в 90-х годах прошлого века. В 1993 году впервые в своей истории пожарный надзор был определен как специальный вид государственной надзорной деятельности. Государственная пожарная служба стала самостоятельным структурным подразделением МВД, а ее руководитель – главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Новую реформу ГПН пережил в начале XXI века. В 2001 году согласно Указу Президента РФ Государственная противопожарная служба была переведена в МЧС России.

В настоящее время  в области осуществления государственного пожарного надзора последовательно  проводится работа по совершенствованию выполнения этой функции. Основная цель проводимых реформ – создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему  организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров  и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов  личности, общества и государства.

18 июля в Общественно-культурном центре г.Благовещенска состоится торжественное собрание Главного управления МЧС России по Амурской области, посвященное 90-летию образования государственного пожарного надзора России.

 

Источник новости: http://28.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/5577415/