Интервью с главным государственным инспектором по маломерным судам Амурской области Иваном Васильевичем Воробьевым

Иван Васильевич, до начала навигации еще два месяца, а разговор наш сегодня пойдет, прежде всего, об изменениях в  Правила государственной регистрации маломерных судов.

 

– С 1 января нынешнего года вступили в силу новые Правила государственной регистрации маломерных судов, утвержденные приказом МЧС России от 24 июня 2016 года  № 339. Вступил в силу и  Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. Он утвержден приказом  МЧС России N 340 также от 24 июня прошлого года. Оба документа зарегистрированы в Минюсте.

 

Давайте поговорим о тех изменениях, которые напрямую касаются судовладельцев. Например,  регистрация маломерного судна.

 

– Раньше у судовладельца был выбор: можно было лодку ставить на учет либо по месту её постоянного нахождения и эксплуатации, либо по месту прописки владельца. Теперь маломерное судно регистрируется только по месту регистрации его собственника. Причем, подать документы судовладелец  может в любое подразделение ГИМС МЧС РФ вне зависимости от того, где прописан. Но запись в строке «адрес» Реестра маломерных судов и судового билета будет сделана по месту  прописки (регистрации) владельца маломерного судна.

 

– Насколько я понимаю, изменился и порядок снятия судна с учета?

 

–  Чтобы снять маломерное судно с учета, теперь кроме желания собственника,  нужны законные основания. Но для судовладельцев, привыкших всё делать по правилам, это абсолютно ничего не значит.   А вот для тех, кто ставил свои лодки и катера на учет только для того, чтобы получить номера или пройти очередной техосмотр, а затем снимали судно с учета, чтобы не платить транспортный налог, это изменение несколько усложняет жизнь. Теперь собственник своё желание исключить судно из Реестра маломерных судов должен обосновать подтверждающим документом.

         Пункт 24 нового Регламента устанавливает перечень документов, любой из которых может служить подтверждением наличия основания для снятия лодки с учёта:

  • договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки;
  • судебный акт, вступивший в законную силу;
  • решение государственного органа о реквизиции судна;
  • справка о прекращении гражданства Российской Федерации, выданная на имя собственника судна;
  • документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна;
  • документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.

 

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, предусматривается и новая форма судового билета,  и идентификационный номер несколько меняется.

 

– Раньше в бортовом номере было семь знаков. Теперь он формируется из 11 знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту РФ.

 

Структура идентификационного номера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Буквы

Порядковый номер

Обозначение субъекта Российской Федерации

 

Разряды 1, 2 — это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.

3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда четыре: от 0001 до 9999.

Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код России, а именно «RUS».

10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ, по аналогии с автомобильными номерами.

Если представить какую-то условную лодку, зарегистрированную в нашей области, то её идентификационный номер будет выглядеть примерно так: АВ 1099 RUS 28

Согласно пункту 9 Правил государственной регистрации маломерных судов, идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина – 100 мм, а толщина линий шрифта – 15-20 мм. В итоге,  длина номера составит примерно 1м 40 см.  И это не считая флага, изображение которого на борт некоторых лодок придётся наносить.

 

– О флаге расскажите подробнее.

 

– С первого января каждое судно на флагштоке или мачте должно нести флаг Российской Федерации. В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения государственного флага РФ на флагштоке, мачте или другом предназначенном для этого предмете рангоута судна, изображение флага РФ размером не менее 300 на 200 мм наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером.  А если размеры лодки не позволяют выполнить требования к идентификационному номеру и (или) флагу, Правилами предусмотрено решение этой проблемы. Выбираются и согласовываются с ГИМС подходящие для данной лодки размеры и места размещения этих обозначений, о чем обязательно делается запись в судовом билете и реестре в разделах “Особые отметки”.

 

– Иван Васильевич, вернемся к судовому билету. Что здесь нового? Форма или содержание?

 

И то, и другое. Если раньше судовой билет был в форме книжечки, то новый – лист формата А4, заполненный с двух сторон, и называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях». Причем, название документа пишется на двух языках, русском и английском. На английском пишется так: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». И названия всех полей судового билета тоже написаны на русском и на английском языках.

       В приложение № 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов дано описание судового билета. Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой –  в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см.

      Как и другие важные документы, судовой билет должен храниться у судовладельца дома в надёжном месте. А с собой нужно  возить копию, заверенную ГИМС, которую выдают вместе с оригиналом. Если вдруг копию потеряли или нужна ещё одна, владельцу судна необходимо обратиться в ГИМС, естественно, взяв с собой оригинал.

 

– Скоро навигация. И что теперь, всем владельцам маломерных судов срочно нужно бежать в ГИМС менять судовые билеты на новые?

 

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера выдаются с января нынешнего года при регистрации маломерных судов. Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 года пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами. Так что владельцы маломерных судов могут быть спокойны.

 

Как долго с момента подачи документов  нужно ждать получение нового судового билета?

 

–  Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового – 3 дня. Однако, если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней. Для регистрации заявитель обязан представить для проверки регистрируемое судно. Если же имеется акт освидетельствования маломерного судна, тогда судно в орган регистрации на осмотр не представляется. Согласно Правилам, государственная регистрация маломерного судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации, юридического лица или уполномоченного им лица. Государственную регистрацию проводит подразделение Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, которое отвечает за предоставление указанной услуги.

Реестр маломерных судов ведется на бумажных носителях и в электронном виде, при этом записи на бумажных носителях имеют приоритет. Каждому зарегистрированному судну, ка я уже говорил,  присваивается идентификационный номер. При изменении сведений, включенных в Реестр, производится государственная регистрация изменений, вносимых в Реестр. Исключение судна из Реестра осуществляется по заявлению собственника судна или иного уполномоченного лица.

 

– Иван Васильевич, расскажите  подробнее о новых вопросах по проверке теоретических знаний кандидата на получение права управления маломерными судами.

 

– В целях реализации положений, предусмотренных правилами аттестации на право управления маломерными судами, разработаны новые вопросы, предназначенные для проверки теоретических знаний кандидата на получение права управления маломерными судами, используемых в некоммерческих целях. Перечень вопросов размещен в свободном доступе на сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (mchs.gov.ru) для ознакомления всеми желающими. Каждый кандидат будет аттестован по теоретическим вопросам по двум разделам, состоящим из 10 вопросов каждый, в зависимости от желания иметь удостоверение на право управления маломерным судном по типу судна, району плавания и пройденным обучением:

1 раздел – «Тип судна» («маломерное моторное судно», «гидроцикл», «маломерное парусное судно»);

2 раздел – «Район плавания» («Морские прибрежные воды до 20 миль от берега», «Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации», «Внутренние водные пути Российской Федерации», «Внутренние воды Российской Федерации»).

Аттестация судоводителей в 2017 году проводится в соответствии с новыми билетами по проверке теоретических знаний.

Проверка практических навыков осуществляется на моторном маломерном судне, катере либо гидроцикле, в зависимости от пройденного обучения по «типу судна».

 

–  Иван Васильевич, в этом году навигация начнется в обычные сроки?

 

– Традиционно навигация в Амурской области начинается в последних числах апреля – первых числах мая. Все зависит от погодных условий. Амурский ЦГМС обещает в этом году теплую весну. Соответственно, может быть и ранний ледоход, и  навигация может начаться раньше обычного. Время покажет.

 

– Навигация – дело будущего, как сейчас обстановка на водоемах? Акция «безопасный лед» завершена?

С 20 февраля регионы Дальнего Востока, в том числе и Амурская область, подключились к масштабной межведомственной профилактической акции «Безопасный лёд». За это время государственными инспекторами ГИМС и спасателями Амурского филиала ДВРПСО было проведено 136 рейдов,  570 профилактических бесед с населением, выявлен 21 несанкционированный выезд техники на лед. Разъяснительная работа с населением не прекращалась ни на день. Инспекторы ГИМС и спасатели Амурского филиала ДВРПСО находились на посту все праздничные и выходные дни.

Акция не закончена, патрулирование на водоемах области  будет продолжаться  до вскрытия их ото льда. Каждый житель области  должен отчетливо понимать, какую опасность представляет несанкционированный выход и выезд на лед, и не подвергать свою жизнь риску.

 

– Водоемы скованы льдом, как специалист, скажите, еще безопасно выходить на лед? 

 

Водоемы с каждым днем становятся все более опасными. Температура воздуха  значительно повысилась, последние три дня держится  минус пять и выше. А при такой температуре структура льда начинает меняться, толщина его уменьшается: течение при изменении температуры  сильно точит лед. Если еще 4-5 дней назад амурчане выезжали на лед спокойно, то сейчас в этом самом  месте есть вероятность провала автомобиля под лед. Хотя внешне водоем выглядит, как обычно, кажется надежным, но видимость эта обманчива. Весенний лед очень коварен, поэтому выезжать на  водоемы в несанкционированных местах я не советую. 

Источник новости: http://28.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4918075/