«Раненые уползали со столов»: как женщина-медик прошла три войны

У солдата на фронте в руках судьба всей страны, а у военного медика – жизнь бойца-освободителя

Дорогами Великой Отечественной войны прошли десятки тысяч медработников, многие из которых – женщины, часто совсем молоденькие девушки. Одна из таких – Марии Пермякова (в девичестве Николаева), прошедшая финскую, Великую Отечественную и японскую.

О Марии Николаевне поведала родственница – амурчанка Алёна Сидоренко, участница Школы народного экскурсовода, посвятив свой рассказ 100-летию со дня рождения фронтовички:

– Родом моя героиня из Ленинградской области, из семьи крестьян. В 1938 г. окончила школу медсестёр, потом – спецкурсы операционных сестёр. В 1939-м, проработав несколько месяцев по специальности в районной больнице, была мобилизована в ряды Красной Армии на должность операционной сестры при 94-м медико-санитарном батальоне 11-й стрелковой дивизии. Участвовала в это время в финской войне в звании лейтенанта медслужбы. В конце 1940-го вернулась в свою больницу.

А в первый же день Великой Отечественной снова была призвана на защиту Родины. Находилась в 138-м хирургическом полевом подвижном госпитале на должности старшей операционной сестры. Прошла 1-й, 2-й Прибалтийский фронт, а также Калининский и Северо-Западный.

Вот скупые обрывки воспоминаний самой Марии Николаевны:

«Приходилось работать в очень трудных условиях. Первое боевое крещение было под Шимском Новгородской области, где госпиталь потерял несколько человек личного состава…

Вспоминаются некоторые местечки, как Старица (Тверская область), когда уже отступали части: бомбили, рвались снаряды и мины, а нам нужно было ещё закончить операцию. Только и слышали крики: «Скорей! Скорей кончайте!» Отступали по бездорожью…

Город Осташков – не успели ещё приехать, а нас ждало уже несколько автобусов и машин с ранеными! Работать приходилось до тех пор, пока могли различать инструменты и двигаться…

Были такие моменты, что раненые уползали со столов, а тебе со стерильными руками, прижавшись к стенке, нужно стоять, ибо по окончании бомбёжки снова возобновляется работа».

Вот ещё, к примеру, что о работе 138-го хирургического полевого подвижного госпиталя, в котором служила Мария Николаева, сообщалось в рапорте его начальника, военврача 2-го ранга Лейчинского, при постоянном налёте авиации противника: «В госпиталь 11 января 1942 г. на 23.00 поступило 1050 раненых. Точных данных дать не можем, ввиду того, что не успеваем произвести регистрацию. На данный час поступило ещё 20 машин, которые ещё не разгружены. Захлёбываемся. Просим принять решительные меры к развёртыванию 628-го госпиталя».

В 1943 г. в ходе смоленской военной операции 138-й госпиталь стоял в деревне Церковищи (почти на самой границе с Белоруссией) – оказывал медпомощь раненым. К линии фронта в г. Белый под Смоленском была отправлена группа оказания помощи. Поехали хирург Ваниллер, оперсестра Мария Николаева, медсестра Рая Морозова. Через неделю группа вернулась. Ваниллера ранили, он решил лечиться в своём госпитале. Операционная палатка развёрнута, спецстол подготовлен. Оперсестра Маша Николаева быстро и чётко подавала хирургические инструменты и следила за тем, чтобы каждый инструмент был ей возвращён. Наконец наложены швы на наружную оболочку сердца. Мария начала переливать кровь…

Лето 1944 г.: госпиталь вблизи Двинска (Даугавпилса). Армия наступает. Из Церковищей госпиталь перебазировался в Кончани, далее – Труды, Бигосово. В армейские госпитали, в том числе в 138-й, стали поступать раненые партизаны.

Сентябрь 1944-го: госпиталь в Биржае, с октября по декабрь – Мажейкяй, в 20 км от переднего края.

Май 1945-го: 138-й под Кёнигсбергом (Восточная Пруссия), раненых мало. Слухи о победе пошли ещё 2-го. И вот официальное подтверждение! Послышалась стрельба, но она не пугала – это салютовали Победе. Госпиталь направили в Москву на расформирование. Однако 138-й решили перебросить на Дальний Восток в составе 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта для участия в войне с Японией – и вновь от первого дня до последнего. После капитуляции Японии началась долгожданная демобилизация. Для Марии военная пора окончательно закончилась в Харбине. Она служила в звании старшего лейтенанта на должности старшей оперсестры.

После Харбина Машу, к своим 27 годам прошедшую 3 войны, направили в 618-й отдельный медико-санитарный батальон на должность старшей оперсестры, где она проработала до января 1947 г. В том же году она вышла замуж, родила дочь. Боевые награды храброй медсестры: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Источник новости: http://2×2.su/society/article/ranenye-upolzali-so-stolov-kak-zhenschina-medik-pr-172129.html