По Дону плыла рыба и трупы

Бомба в мост, осколок в висок, война в сердце

Война с фашизмом у каждого, безусловно, своя. Со своим, не женским лицом. Личными воспоминаниями с читателями «АиФ-ДВ» поделилась благовещенка Любовь Глотова.

Любовь Ильинична родилась 6 мая 1930 г. в с. Вервековка Воронежской области. В 1950 г. окончила Богучарское педучилище и по путёвке комсомола приехала в Амурскую область, на прииск Майский Мазановского района. С мужем-геологом объездила весь амурский север. В 1983 г., уже на пенсии, переехала в Благовещенск. Имеет звания «Отличник просвещения РСФСР и СССР», «Учитель-методист», почётный член Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Левый берег

– «22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война. Кончилось мирное время…» Кончилось оно и для меня. Жила я тогда, летом 1942-го, в Ростовской области на берегу Дона. Бегали мы с сестрой во дворе и вдруг увидели четыре самолёта, которые подлетели к понтонному мосту и что-то сбросили. Это оказались бомбы. Взрыв был огромный. А в это время по мосту нескончаемым потоком шли машины. Они во время взрывов падали в проёмы моста…

Понтонный мост через Дон, ст. Казанская, хутор Гормиловский. В 1942 году мост из деревянных барж был уничтожен немецкими бомбами. Восстановлен после войны.

 

Фашистские самолёты прилетали ещё раза три. Мост был разрушен окончательно. По Дону плыли доски, оглушённая рыба и трупы солдат. Об этой страшной бомбёжке написал В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда»:

«А скажи, инженер, было у тебя такое во время отступления? Мол, конец уже… Рассыпалось… Ничего уже нет. Было? У меня один раз было. Когда через Дон переправлялись. Знаешь, что там творилось? По головам ходили. Мы вместе с одним капитаном, сапёром тоже, – его батальон переправу там налаживал, – порядки стали наводить. Мост понтонный, хлипкий, весь в пробках и затычках после бомбёжки. Машины в одиночку, по брюхо в воде проходили»

… Бойцам приходилось на левый берег Дона самим добираться вплавь. Сколько их не смогло доплыть до левого берега, куда немцев не пустили… И эстрадный шлягер совсем по-другому воспринимается теми, кто побывал в этом аду:

Левый, левый берег Дона.

Пляшут, пляшут чайки у затона.

Рядом, рядом с ними мели,

Мы до них добраться не сумели.

Сентябрь 2004 г. хутор Гормиловский Ростовской области – холм, на котором до оккупации стоял наш дом.

«Вы свободны!»

На следующий день после той страшной бомбёжки хутора на правом берегу были оккупированы немцами. В пять часов вечера они вошли в наш хутор. А в 11 часов – приказ немецкого коменданта: «Всем жителям освободить хутор. Кто не выполнит приказ, будет расстрелян». И жители пошли кто куда. Мы с мамой и сестрой километрах в пяти от хутора подошли к скирде сена и просидели в ней до утра. Во время облавы нас конвоировали в концлагерь, в колхоз «Красный партизан» Кантемировского района. В лагере, обнесённом колючей проволокой и охраняемом полицейскими и немецкими солдатами, содержали не только военнопленных, но и мирных жителей. Всех гоняли на работы, плохо кормили. Многие умирали. Однажды немец бросил в толпу гранату. Я была в той толпе. Осколки от этой гранаты у меня до сих пор в височной части головы – рентген это подтверждает.

Находилась я в лагере с августа 1942-го по январь 1943-го. Никогда не забуду третье января: шёл бой за Кантемировку, рвались снаряды. Вдруг у дверей сарая, где мы сидели, раздался голос: «Куда бьёшь?» Двери открылись, и советский боец крикнул: «Вы свободны!» Подали машины, и узников развезли к местам их жительства. Но на месте нашего дома на тот момент было ровно. Разрушили. Нас отвезли к родственникам в Богучарский район. В 1945 г. с фронта вернулся мой папа, ему даже дали квартиру…

Хутор Гормиловский Ростовской области. Место, на котором стоял наш домик до оккупации немцами.

А ещё я вспоминаю, как некоторые из моих учеников, уже став взрослыми, тоже столкнулись с войной – я провожала парней в Афганистан. Мы писали друг другу письма, я долгое время их все надёжно хранила, потом передала в областной музей, чтобы люди их видели, читали и понимали, что «всё пережить-то сможем с вами, Лишь только б не было войны».

Материал газеты «Аргументы и факты»

Источник новости: http://2×2.su/society/article/po-donu-plyla-ryba-i-trupy-169351.html