Загадка «Обороны Албазина»: история картины амурской художницы

Почему Валентина Жукова отказалась от первоначальной задумки?

В 2020 г. исполнилось бы 80 лет известной амурской художнице Валентине Жуковой (1940 – 2009 гг.). Родом она из Кемеровской области, но большая часть её творчества связана с историей Приамурья, где Валентина Сергеевна жила с 1971 года.

Одна из самых известных её работ называется «Оборона Албазина» (написана в 1977 г., размер 280×160 см) и хранится в Амурском областном краеведческом музее. На полотне изображены вполне мирные переговоры крестьянина, жителя русской крепости, с командующим маньчжурскими войсками – захватчиками Албазина.

Но мало кто знает, что эта картина сильно отличается от первоначальной задумки. Об этом рассказала кандидат исторических наук, методист Муниципальной информационной библиотечной системы, руководитель проекта «Народный музей» Елена Пастухова.

Сюжет не по фактам

Новые факты об «Обороне Албазина» Елена Ивановна выяснила в ходе своего исследования, которое проводила несколько лет назад:

– В этом случае я шла не от художника к картине, а наоборот, потому что первоначально меня заинтересовала именно история создания «Обороны Албазина». Этот острог – уникальная часть прошлого Приамурья и Дальнего Востока в целом, и интерес к этой части растёт год от года. И настало время не просто показать, но и исследовать историю создания картины, которая долгое время не выставлялась и хранилась в фондах музея.

Пастухова начала разбирать, что именно показано на картине и насколько эта сцена соответствует фактам. И, сравнивая изображение с реальными событиями, выяснила, что сюжет полотна исторически недостоверен. Он «является результатом субъективного художественного представления автора о событиях, связанных с историей защиты русскими казаками Албазинского острога от маньчжур в 1680-е гг.», – пишет историк в своей статье.

Дальше было изучение эскизов к картине, которые хранились в фондах Амурского отделения Союза художников России. Обращают на себя особое внимание два наброска:

«На первом изображён уже известный нам командующий маньчжурскими войсками с переводчиком. Но его поза и надменный вид демонстрируют превосходство и уверенность. В руках нет никакого свитка (как на окончательном варианте картины – Ред.). Напротив стоит всё тот же албазинский крестьянин, но со связанными за спиной руками. Во всём его виде чувствуется сопротивление, непокорность и независимость. На втором эскизе изображен подросток и тоже со связанными сзади руками. И такая же, как и у его отца, непокорность во взгляде.  Следовательно, первоначальный замысел автора заключался в показе пленённых, но не сломленных албазинцев».

Дело в том, что в процессе создания картины произошли разительные перемены. Почему же?

Политика выше искусства?

Реконструируя события, связанные с историей написания «Обороны Албазина», Елена Пастухова обнаружила, что картина выполнялась по заказу, а они в то время распределялись через бюро Амурских художественных мастерских, которое подчинялось спецотделу культуры в структуре обкома КПСС. Отсюда и различия:

– Я считаю, что худсовет не принял первоначальные эскизы Валентины Жуковой, – предполагает Елена Ивановна.

Причин на то могло быть несколько:

– Во-первых, усиление влияния и давления на художественную интеллигенцию со стороны органов госбезопасности – особенно на фоне советско-китайского конфликта на острове Даманском в 1969 г. Из-за этого обращение к истории пограничных отношений между Россией и КНР, пусть даже 300-летней давности, но по-прежнему актуальной, могло быть воспринято китайской стороной как провокация.

– Во-вторых, ужесточение методов госполитики в отношении живописи: было принято постановление, по которому предлагалось усилить внимание к идейно-политическому воспитанию творческой молодёжи, в том числе, конечно, и амурских художников.

– В-третьих, партбюро не только распределяло заказы, но и следило за идейным содержанием работ художников. И, судя по всему, первоначальный замысел художницы показать противостояние албазинцев и маньчжур подверглось критике со стороны партийных органов.

Таким образом, Елена Ивановна и пришла к следующему выводу:

«Жукова Валентина Сергеевна не могла свободно и независимо реализовать в картине «Оборона Албазина» свой первоначальный художественный замысел. Уже тот факт, что только спустя 10 лет после написания картины художница подарила её музею, невольно наводит на мысль, что картина так и не была закуплена Амурскими художественными мастерскими».

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/zagadka-oborony-albazina-istoriya-kartiny-amurskoy-168619.html