«Кто сейчас заявит о себе первым, тот и будет в выигрыше и с прибылью»

Начальник управления маркетинговой стратегии и исследований банка ВТБ24 на цифрах доказывает, что Россия понемногу начала выбираться из кризиса

В конце мая эксперт посетил Благовещенск с очередным рабочим визитом. Дмитрий Лепетиков поделился своим мнением о глобальном: прогнозом развития экономики России, текущем потребительском поведении и эффективной маркетинговой политике.

– Дмитрий Вячеславович, расскажите, что сейчас происходит в экономике России?

– 2017 год начался очень хорошо, основные экономические показатели не только позитивные, но и лучше тех, что мы прогнозировали. Квартальный рост ВВП составил 0,5%. Еще один важный показатель в экономике – это рост инвестиций, чего не наблюдалось с 2013 года. Если есть инвестиции, то есть отдача и возврат прибыли. Это говорит о том, что предприниматели поверили в то, что экономика восстанавливается.

– Что с инфляцией?

– Инфляция тоже превзошла ожидания – по прогнозам на конец 2017 года мы достигнем отметки 4%. До 2014 года эта цифра казалась небывалой и несбыточной. Сегодня, к концу мая, мы наблюдаем 4%, а это значит, что и до конца года она может остаться на таком уровне. Это очень хороший показатель, я бы назвал его оптимальным. Потому что высокая инфляция снижает покупательскую способность граждан, а когда инфляции нет или она на уровне 1% – это тоже плохо. В таких условиях бизнес не развивается, потому что не видит прибыли. Подобные ситуации характерны для некоторых стран, например Японии.

– В сложившихся условиях какие изменения ждут национальную валюту – рубль будет расти или падать?

– Мы наблюдаем укрепление рубля. По отношению к доллару он занял уровень 56-57 рублей, что, в общем-то, ниже ожидаемого курса. По прогнозам, он должен быть выше 60 рублей. Причины такой ситуации в стабильности конъюнктуры по нашим основным товарам: нефти, газу, металлам. Мы видим, что цена нефти устойчиво держится на отметке 50-55 долларов за баррель, это справедливая цена на текущий момент. Думаем, что к концу года рубль ослабнет, но это не будет масштабной девальвацией. Замечу, что озвученные мной прогнозы имеют право на существование и они обоснованны, если не будет никаких катаклизмов, связанных с обострением политической ситуации.

– Перейдем к теме кредитования. Как себя ведет население, на какие нужды берет займы?

– Драйвер последних лет – это ипотечное кредитование. Именно ипотека показывает самые высокие темпы роста. В целом по банковской системе страны доля ипотеки достигла 42% от всех выданных кредитов. На самом деле, это совсем немного, мы стремимся к лучшим практикам. А лучшие, это Великобритания – там почти 90% всех кредитов физическим лицам составляет ипотека, в Германии – почти 80%. Поэтому ипотека в России еще совсем не исчерпала своего потенциала. Кроме этого, возобновился спрос на автокредиты. И это тоже хороший показатель. Покупка нового автомобиля –  это один из важных индикаторов состояния экономики. По марту и апрелю показатели продаж этого продукта выше показателей предыдущего года.

– Что будет с процентными ставками в этом году?

– По процентным ставкам наблюдается снижение, причем по всем видам кредитования. Сейчас Центральный банк России наконец стал снижать ключевую ставку, и если он установит ее на уровне 8%, то это приведет к снижению ставок по кредитам, в том числе и ипотеке, на 1-2% к сегодняшнему уровню. Но существует такой момент, что при снижении ставки по кредиту, снижается ставка и по депозиту. Иными словами, вклады также станут дешевле.

– Общая тенденция по стране понятна, какова ситуация в частности по Дальневосточному федеральному округу?

– Дальний Восток в сравнении с другими федеральными округами лидирует по очень большому числу важных показателей, среди которых среднедушевой доход – у вас он выше, чем где бы то ни было. За исключением Москвы, конечно. У вас высокий уровень и кредитов, и вкладов на душу населения, и регион, в отличие от, к примеру, Северного Кавказа, не является носителем большого числа рисков. У вас сбалансированная ситуация, разумный подход у населения. Есть рейтинги, где хорошо быть первым, есть те, где лучше последнее место. В вопросе с количеством вкладов и кредитов лучше всего быть «золотой серединой», и именно это место в рейтинге занимает Дальний Восток.

– Есть ли у людей деньги?

– В I квартале 2017 года доходы населения в целом вернулись к нулевым темпам роста. До этого в течение нескольких лет они были отрицательными. При текущем уровне по итогам 2017 года они будут положительными, т.е. расти. Основная часть доходов населения – это заработная плата. А она уже показывает положительный рост. Второй момент – динамика говорит о платежеспособности заемщиков, которые, в свою очередь, могут позволить себе брать кредиты. Товарооборот еще не восстановился и не вышел на уровень 2014 года, но темпы роста наблюдаются, и они близки к нулю. В 2017 году мы видим восстановление темпов роста кредитов среди населения. Прирост составляет порядка 3% в первом квартале, это большой показатель, и за год он может увеличиться до 10%.

– В тяжелых экономических условиях первыми попали под нож расходы на маркетинг и рекламу. Наблюдая нынешние тенденции в экономике, как предпринимателям действовать дальше?

– На рынке накопился отложенный спрос. Последние 2 года люди откладывали свои покупки до лучших времен, сейчас население начинает к этому возвращаться. И в этой ситуации кто заявит о себе первым, тот и будет в выигрыше и с прибылью.

– Как же бизнесмену наиболее эффективно выстроить маркетинговую политику?

– Самые быстрорастущие рекламные носители – это digital. Надо идти в интернет и социальные сети. Это самый эффективный инструмент с точки зрения продвижения, особенно если вы рассчитываете на молодую аудиторию. Кстати, интернет – единственный носитель, у которого за последние 10 лет ни разу не было падения рынка размещения рекламы. Но, повторюсь, важно учитывать вашу целевую аудиторию.

– Дмитрий Вячеславович, вы говорите о digital и молодой аудитории. Но насколько она платежеспособна? Кто все-таки основной потребитель?

– Да, если смотреть структуру доходов населения, то максимальный заработок – у людей 30-40 лет, и именно они покупают больше всего. Но при этом молодежь более активна, более склонна к потреблению. Спрос этот, конечно, не всегда подкреплен ресурсами. Но я бы сказал так: молодежь – это аудитория будущего, работа на перспективу. Эти люди растут, в том числе и в материальном плане, и через 5-10 лет достигнут возраста максимального дохода.

– Говоря объективно, амурские бизнесмены еще не успели почувствовать улучшения экономической ситуации. Когда кризис уйдет из Амурской области? Обычно к нам в Приамурье все приходит спустя два года после Москвы. С кризисом такая же ситуация?

– Мне всегда казалось, что по части многих вещей развитие идет с востока на запад, то есть от вас к нам. Оперируя цифрами, могу сказать, что процесс выхода из кризиса у нас в стране только начинается, и нельзя сказать, что все проблемы решены. Значимые темпы роста появились только по итогу I квартала этого года. В агропромышленном комплексе уже видны подвижки, строительный бизнес упал и только-только приближается к нулевой отметке, даже нет еще роста в строительстве. А это важный сектор! Высокой маржи ждать точно не приходится. Но нельзя сразу интерпретировать отсутствие высокого показателя как присутствие кризиса. Это лишь говорит о том, что наш рынок из развивающегося постепенно подтягивается к состоянию развитого.

Досье

Дмитрий Лепетиков родился в 1971 году.

В 1998-1999 годах работал в Центральном банке РФ в статусе заместителя начальника управления анализа банковской системы и финансовых рынков, затем – начальника отдела анализа банковской системы департамента исследований.

С февраля 1999 года по декабрь 2004 года был старшим научным сотрудником Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Лепетиков организовал научно-исследовательские работы по заказам Банка России, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития и торговли, а также ряда частных финансовых структур.

До назначения начальником управления маркетинговой стратегии и исследований банка ВТБ24 работал в некоммерческой организации «Фонд экономических исследований «Центр развития» в качестве исполнительного директора.

Член экспертных советов Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы и Агентства по страхованию вкладов.

Что облегчит страдания

Борис Белобородов, председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

– Дмитрий Лепетиков по-разному оценил экономическое состояние физических лиц (населения), крупного бизнеса и малого бизнеса. Если у крупного бизнеса, особенно в топливно-энергетической отрасли, в целом все нормально, у населения наблюдается хоть и слабый, но стабильный рост экономического благосостояния, потребления (кредиты, в т.ч. ипотека, рост средней заработной платы при невысокой инфляции), то у малого бизнеса по-прежнему много проблем: «товарооборот не восстановился», «строительный бизнес упал» и т.д.

К сожалению, с такой оценкой приходится согласиться – малый бизнес после ощутимого спада в 2015-16 годах еще не начал восстанавливаться. Особенно трудно тем, у кого клиентскую базу составляет такой же малый бизнес – это консультанты, бухгалтеры, юристы. Что делать в такой ситуации? Ответ очевиден: облегчить «страдания» малого бизнеса. Здесь можно выделить две составляющие: фискальная нагрузка и административные барьеры.

По первой составляющей необходимо снизить ставки взносов во внебюджетные фонды, взимаемые с заработной платы наемных работников малого бизнеса, с одновременным усилением ответственности за неправильное исчисление и уплату этих взносов. Эта мера позволит вывести из тени значительный объем заработной платы, а значит, приведет к увеличению собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который большей частью идет в местные и региональный бюджеты.

Кроме того, для Амурской области необходимо исправить нездоровую ситуацию с возросшей в разы нагрузкой по налогу на имущество, исчисляемой с кадастровой стоимости. Несмотря на обещания руководства страны, что до 2018 года налоговая нагрузка на бизнес расти не будет, в связи с существенным увеличением кадастровой стоимости сумма налога к уплате также возросла иногда в 10 и более раз. Чтобы решить эту проблему, муниципалитеты должны снизить ставки налога на имущество, а областные власти – внести изменения в Постановление правительства Амурской области  от 29.11.2016 г. №536 «Об утверждении кадастровой стоимости на объекты недвижимости».

По второй составляющей необходимо более решительно пресекать попытки контрольно-надзорных органов компенсировать уменьшение плановых проверок малого бизнеса внеплановыми. Особенно стоит обратить внимание на действия некоторых проверяющих Россельхознадзора. Ведь многие чиновники зачастую вместо того, чтобы заниматься профилактикой и помощью бизнесу, предпочитают по старинке формально наложить штраф и закрыть дело, а разбираться в сути проблем, похоже, не желают.

Инфляция выгодна?

Андрей Конюшок, заместитель председателя по научной работе Амурского НЦ ДВО РАН:

– Дмитрий Лепетиков привык, что бизнес получает доход от постоянного повышения цены, ссылаясь на инфляцию. В развитых странах инфляция – ноль и 1%. И это замечательно для всех. Можно планировать покупки и траты на длительный период, можно давать и брать в долг материалы, ресурсы, товары. При инфляции покупательская способность граждан всегда отстает от роста цен.

Что касается процентных ставок, то, к сожалению, банки не торопятся снижать проценты по кредитам при снижении ключевой ставки ЦБ. При 8% ЦБ на Западе кредит стоил бы 12% максимум. Так что снижение ключевой ставки ЦБ – это выгода для своих компаний и для банков, но не для малого и среднего бизнеса России. Если ставка депозита остается выше инфляции на пару процентов, это уже замечательно. В этом случае совершенно не обидно, что депозитная ставка снижается.

Рост товарооборота (кредитооборота) – для банков, конечно, хорошо. Плохо то, что работать с дешевыми кредитами наши банки не привыкли. Им выгодна высокая инфляция, высокий процент. Тогда у них и прибыль высокая, и можно деньги выводить в оффшорные зоны, платить высокие дивиденды акционерам.

И так продолжится, пока иностранные банки не придут на наш рынок и не создадут конкуренцию банкам местным. А они придут очень нескоро. Так что спешить за деньгами в банк, если они не очень нужны, тоже не нужно. Как видим из начала интервью, даже в развитых странах граждане идут в банк в основном за ипотекой, потому что стоит она там 1,5-3% в год.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/smallbusiness/news/dmitriy-lepetikov-kto-seychas-zayavit-o-sebe-pervy-122542.html