Завалены свалками: главные беды амурской экологии

В рамках Года экологии в Амурской области состоялся большой общественный форум. Обсуждаемые вопросы: чем мы дышим? что мы пьём? и т.д.

Приамурье заваливают незаконными свалками, но амурчане в последнее время стали активнее в решении экологических проблем в своём регионе, причём всё сильнее желают от праздных рассуждений перейти к активным действиям: кто, если не мы?

Наши проблемы

Мусор

Самая серьёзная проблема – в области не хватает мощностей для переработки и захоронения мусора, из-за чего отходы накапливаются. Но порядок в регионах в мусорном вопросе должен навести принятый в конце 2014 года федеральный закон об обращении с отходами, в котором разделены полномочия по транспортировке, переработке, захоронению и т. д. Основное требование закона – принять в регионах свою программу по обращению с отходами, назначить ответственного по обращению с мусором.

План антимусорных мощностей в Приамурье:

– 137 мест накопления отходов,

– 6 мусороперерабатывающих комплексов,

– 16 полигонов по захоронению (с учётом четырёх уже действующих),

– 16 сортировочных комплексов.

На программу требуется более 5 млрд рублей.

Только вот в области некому сортировать мусор, утверждают эксперты. У нас не хватает ни рабсилы, ни (как ни странно) сырья – то есть самого мусора для масштабной переработки.

Отмечено, что объём отходов по области в 2013 – 2015 гг. снижался, но в 2016-м резко возрос из-за строительства газоперерабатывающего завода в районе Свободного.

С 2016 года минприроды области практически лишено возможности проверять бизнес, чем пользуются нерадивые предприниматели. Остаётся активно реагировать на жалобы населения.

Вода

Преобладает средний уровень загрязнённости соединениями меди, железа, марганца, алюминия -в основном природного характера, к примеру в осадках. Так, в 2016 году выявлено 59 случае высокого и 8 случаев экстремально высокого загрязнения поверхностных вод соединениями цинка, марганца, железа, кадмия.

Загрязняют воду и стоки амурских предприятий, а также отходы работы золотодобытчиков, особенно по северу области.

Атмосфера

Лидер по загрязнению – Благовещенск. Главная отрава в воздухе – бензопирен, то есть то, что «выплёвывают» автомобили, которых в городе с каждым годом становится всё больше. Средний уровень загрязнённости у нас выше общероссийского в 1,2 раза. Ситуация обостряется зимой – из-за особенностей нашего климата облака выхлопов плохо рассеиваются, а мы этим дышим.

Данные минприроды Амурской области

 

Закон

Амурское управление Росприроднадзора: количество проверок воздействия на окружающую среду в 2016 году увеличилось вдвое, на 17% выросла выявляемость нарушений природоохранного законодательства. Штрафов выписано на сумму почти 11 млн рублей. Но важна взыскаемость штрафов – сейчас это 87%.

Амурская природоохранная прокуратура: в 2016 году выявлено почти 1,5 тысячи нарушений, в этом году – уже 750. Основные – по отходам. Типичное нарушение – бездействие властей по ликвидации несанкционированных свалок, недостаточное выполнение закрепленных за администрациями полномочий. К примеру, в Благовещенском, Магдагачинском, Свободненском, Сковородинском районах только после вмешательства прокуратуры организовали места первичного сбора отработанных энергосберегающих ламп, которые запрещено выбрасывать на общую свалку. В 2016 году было ликвидировано 25 свалок, в этом году выявлено 17, из них 11 уже ликвидированы.

Лесные нарушения. Мониторинг пожарной опасности в этом году и обнаружение лесных пожаров проводились несвоевременно, силы и средства для этого привлекались недостаточные.

Между тем

Вода стала лучше?

В управлении Роспотребнадзора по Амурской области отметили, что впервые за 20 лет на территории региона удалось достигнуть стабильного снижения количества нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим показателям. Это значит, что снизить удалось и риски распространения инфекций, передающихся через воду. Но проблемы водоснабжения для Приамурья остаются актуальными. В нашей природной воде, как известно, повышенное содержание железа и марганца. Кроме того, нет систем очистки подаваемой питьевой воды, системы водоснабжения изношены, не вовремя заменяются ветхие участки, недостаточно финансируются замена и модернизация объектов водоснабжения. В связи с этим правительству области предложили разработать долгосрочную областную целевую программу по улучшению качества водоснабжения.

Кстати

В проекте резолюции Амурэкофорума предложено создать Амурский общественный экологический совет при Общественной палате области и постоянный информресурс в сфере экологии, подготовить доклад об экологической ситуации в Приамурье и соответствующую систему мониторинга, развивать экологическое движение, просвещение, туризм, краеведение, предложить наделить охотоведов и егерей более широкими полномочиями по борьбе с браконьерами, запретить бесконтрольные отжиги на удалённых от населённых пунктах территориях, попросить денег на ремонт или консервацию скотомогильников, восстановить общественный совет при губернаторе области по вопросам экологии, реорганизовать минприроды области.

Компетентно

Председатель общественной организации «Экологический клуб «Улукиткан» Наталья Калинина

По воздуху

Экологический мониторинг качества атмосферы проводят Росгидромет (три поста: Благовещенск, Тында, Зея) и Роспотребнадзор (14 точек по всей области). Но проблема в том, что у нас нет доступа к данной информации, а это, к слову, наше конституционное право. А те данные, которые нам предоставляют, достаточно усреднённые. Скажем, в Хабаровском крае сводка состояния окружающей среды – еженедельная. В Екатеринбурге  – один раз в квартал. А у нас, как правило, доклады за прошедший год дают лишь в середине текущего, и не только по экологии.

Ещё одна трудность – по бензопирену, основному загрязнителю атмосферы в Благовещенске, данные Росгидромета и Роспотребнадзора разнятся. И непонятно, насколько реальна опасность. А бензопирен – это не просто вещество, это опасный канцероген, приводящий к развитию в организме онкологических заболеваний. Выходит, жители лишены доступа к достоверной информации, поэтому не могут ничего предпринять, чтобы себя обезопасить. И в этой ситуации на общественных слушаниях по космодрому Восточному ещё в 2013 году самым важным был даже не обсуждаемый гептил в ракетном топливе, а то, что люди поняли: они могут влиять своим гражданским общественным участием на принятие властями каких-то решений. Роскосмос, одна из самых закрытых в России организаций, наконец-то открылась людям, хоть и с очень большим скрипом.

Также в выбросах мы получаем формальдегид. Уровень ПДК за 2016 год – 0,9, вроде норма. Но это новая норма – в 2014 году нормативы формальдегида понизились, притом что реальный-то выброс не изменился. Итого, Благовещенск получил ПДК не 0,9, а 1,6 – вот это уже серьёзно.

 

По земле

Минприроды области признаёт, что качественно изученных материалов о состоянии земель сегодня нет, последние исследования проводились ещё до 90-х годов.

Очень серьёзная проблема – деградация почв. Наши земли очень уязвимы: север – мерзлота, юг – обилие осадков. Показатели лесистости большинства районов области – до 1%. А это плохо отражается на состоянии того же атмосферного воздуха, поверхностных вод и т. д. Кроме того, почвы деградируют и из-за сельхозпалов и лесных пожаров.

Больная проблема – восстановление земель (в том числе – добытчиками полезных ископаемых). Она либо проводится некачественно, либо не проводится совсем.

Особое мнение

Зампредседателя Амурского научного центра ДВО РАН Андрей Конюшок:

– Нам в интересах нашей экологической безопасности не нужно бездумно соглашаться на все инвестпроекты, которые предлагают, к примеру, из Поднебесной. Почему китайцы массово скупают в Благовещенске продукты питания? Уже нет у них своей земли для сельского хозяйства. И, конечно, нам рисуют радужные перспективы сотрудничества, к примеру в животноводстве. Но мы должны думать, чем это обернётся.

Директор «АмурСоЭС» Юрий Гафаров:

– Одна из серьёзных проблем общественного экологического движения в области – отсутствие информации о деятельности друг друга. Поэтому нужен некий координатор, объединяющий все организации. Хотя их в области много никогда не было, потому что, во-первых, ситуация у нас пока не аховая, во-вторых, людей здесь в принципе мало. И, конечно, проблема с финансированием. Государство денег не даёт, при этом активно возражает против поиска средств на стороне. Думаю, все помнят время, когда организации, выигравшие иностранный грант, считали шпионскими.

Но в последнее время амурчане активизировались в решении экологических проблем, по крайней мере – по вопросам пожарной безопасности в лесах и охраны диких животных. Причём раньше были лишь разговоры, теперь же люди, видя низкую эффективность работы государства, хотят реально сделать что-то своими руками. И эта активность будет шириться с приходом в область крупных промышленных проектов, которые сулят изменения в экологии – и не в лучшую сторону.

Исполнительный директор АНО «Дальневосточный центр по развитию инициатив и социального партнёрства» Екатерина Лунькова:

– Амурская область четвёртый год является пилотной площадкой проекта «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России», реализуемого Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с Минприроды России. В задачи проекта помимо всего прочего входит совершенствование методологической базы выполнения стратегической экологической оценки в РФ, а также испытание её на пилотных проектах.

Мы придаём большое значение стратегической экологической оценке (СЭО) планов, программ и других документов стратегического планирования. Основная идея СЭО – достичь в любом проекте баланса интересов социально-экономического развития и экологической безопасности.

Есть понятие ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду. Но ОВОС оценивает уже конкретную стройку, а СЭО – проект этой стройки.

Проведение СЭО на примере Амурской области включено в План основных мероприятий по проведению в 2017 году в России Года экологии. Позже будет представлен итоговый доклад.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/zavaleny-svalkami-glavnye-bedy-amurskoy-ekologii-119799.html