В Приамурье стало меньше озер и рек

В Приамурье стало меньше озер и рек

Малые водоемы перемерзают зимой и пересыхают летом, отдыхающие забрасывают их мусором, а браконьеры истребляют рыбу

Всё хуже и хуже

Всего в Приамурье насчитывается около 25 тысяч озёр самых разных площадей и глубин. Казалось бы цифра внушительная, но рыбаки и экологи отмечают, что ситуация с малыми водоёмами в области ухудшается.

– Когда построили Зейскую ГЭС, началось постепенное снижение уровня воды в пойме Зеи. И в какой-то степени – на среднем Амуре. Водоёмы стали более мелкими и, соответственно, быстрее промерзают. Плюс загрязнение, в первую очередь связанное с сельскохозяйственным производством. Большинство малых водоёмов находятся среди полей, и удобрения попадают туда, – говоритЮрий Гафаров, директор общественной экологической организации «АмурСоЭС».

С влиянием Зейской ГЭС сделать, конечно, ничего уже нельзя. Но сохранить малые водоёмы всё же можно. Правда, для этого потребуется целый комплекс мер. Например, небольшие речушки высыхают из-за того, что был вырублен лес вокруг них. То есть спасти их могли бы новые посадки. Также необходимо жёсткое соблюдение водоохранного законодательства, связанного с прибрежными защитными полосами, водоохранными зонами.

– Это всё решаемо, но потребует очень серьёзной программы, на которую сейчас никто не готов. Нельзя сохранить малые водоёмы в отрыве от всех остальных проблем, связанных с исчезновением леса на территории, распашкой водно-болотных угодий и прочего. В области есть целевые программы, но чего-то глобального пока незаметно, – добавляет Юрий Маратович.

Спасёт наводнение

Чтобы озёра снова наполнились и очистились, их нужно промыть. После наводнения 2013 года экологи отметили улучшение ситуации с малыми водоёмами – они промылись. Рыбаки не могли нарадоваться обилию рыбы. Но прошло несколько лет – и разлившиеся озёра снова сжались до мизерных размеров.

– Наводнения у нас бывают раз в 10 – 20 лет. Всё это время озеро будет гнить. К тому же отдыхающие засоряют берега, весь мусор попадает в воду. Свою лепту вносят и браконьеры, – рассуждает Евгений Лисицын, координатор проекта «Стоп, сеть!». – Искусственно промывать озера практические невозможно, а если и возможно, то очень дорого. Представьте, для этого пришлось бы всё живое из этого озера куда-то временно переместить, озеро само осушить, вычистить дно, потом постепенно его наполнить, и запустить обратно всё, что в нём было. Причём сделать это нужно в весенне-осенний период.

А пока амурские активисты делают всё то, что могут своими силами. Ежегодно осенью, зимой и весной специалисты выезжают на аэрацию водоёмов, чтобы рыба не задохнулась под толстым слоем льда. В этом году к участию в мероприятиях присоединились жители сёл Егорьевка, Новоалександровка и Грибское.

– Удалось добиться неплохих результатов, замор рыбы минимальный. Практически рыба погибла не от недостатка воздуха, а просто подмёрзла. Морозы были сильные. Постепенно люди включаются в работу, откликаются, и это радует. Мы помогаем им оборудованием и ГСМ, – говорит Евгений Лисицын.


 

Виноваты сами

Также большой вред водоёмам наносят и сами амурчане, а точнее – браконьеры. Чёрные рыбаки используют сетевые орудия лова, электрические удочки, убивающие всё живое в определённом радиусе, и прочие запрещённые предметы, из-за которых гибнет рыба. 

Кроме инспекторов Рыбнадзора с преступниками стараются бороться и добропорядочные рыбаки, и просто неравнодушные амурчане. Круглогодично проводятся рейды в рамках движения «Стоп, сеть!». Активисты проверяют озёра, снимают незаконно расставленные сети, проводят беседы с нарушителями, если застают их на месте.

– Надо отметить, что по Благовещенскому району браконьеров стало меньше, чем раньше. Возможно, они ушли на дальние озёра. Зато у нашего движения сторонников прибавилось, люди понимают важность нашего дела и присоединяются к нам, – говорит Евгений Лисицын. 

Ещё один бич небольших озер – отдыхающие. Далеко не каждый, кто приехал отдохнуть на берегу, убирает за собой мусор. С берега он попадает в воду и загрязняет её. Опять же неравнодушные амурчане каждый год своими силами выбираются на уборку водоёмов, но тех, кто норовит там намусорить, меньше всё не становится.

Кстати

В ближайшие годы в районе создания Нижне-Бурейского водохранилища планируется активно развивать туризм. В частности, планируется создание экотропы для пеших групп, развитие рыболовного туризма и скалолазания. В настоящий момент компанией ПАО «РусГидро» уже выделено 1,5 миллиона рублей на проектирование и создание экологической тропы. Нашлись также потенциальные инвесторы среди местных предпринимателей, готовые вложить средства в развитие экологического туризма.

– В связи с затоплением прогнозируется резкий всплеск рыбной продуктивности. Уже через два-три года в водохранилище будет значительное количество рыбы, что, разумеется, сразу вызовет интерес туристов и рыболовов, – пояснил Игорь Ковальчук, заместитель начальника по общим вопросам и ООПТ ГБУ «Дирекции по охране и использованию животного мира и ООПТ».

Поймать в водохранилище можно будет щуку, карася и чебака. В первые годы после затопления рыбаки точно встретят ленка и тайменя, но пока неясно, не уйдут ли впоследствии эти виды рыб в более прохладные воды рек.

 

 

Источник новости: http://2×2.su/rest/news/v-priamure-rezkoe-sokraschenie-kolichestva-malyh-v-115652.html